Эта опция сбросит домашнюю страницу этого сайта. Восстановление любых закрытых виджетов или категорий.

Сбросить

Ушаков: директор школы должен побуждать педагогов к сотрудничеству


Опубликованно 17.03.2017 15:12

Ушаков: директор школы должен побуждать педагогов к сотрудничеству

Федеральных государственных стандартов дошкольного образования и начальных школ требуют от учителей и директоров школ новые подходы к работе. Что такое социальный капитал школы и как его можно улучшить? Об этом корреспонденту РИА Новости в дни Четырнадцатой ежегодной конференции "тенденции развития образования", - сказал профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, главный редактор журнала "Директор школы" Константин Ушаков.

- Константин, каковы новые требования, предъявляемые к школьным учителям образовательных стандартов для начальной и средней школы?

— Все образовательные стандарты, не важно, какой уровень школы у нас не было, мы говорим о развитии детей различных компетенций, которые не могут быть достигнуты усилиями одного учителя. Эта задача требует формирования межпредметных связей, а это не делается в этой же теме. Для внедрения стандартов необходимо согласованных коллективных усилий. Кстати, и зарубежные исследования показывают, что вторым важнейшим фактором, влияющим на качество образования является коллективной группы эффективности педагогов.

- Как обстоит дело с коллективной работой русских учителей?

Это очень серьезная проблема, потому что наши учителя привыкли работать автономно, ориентируясь на личный вклад, личный вклад. Это препятствие не позволяют школе добиваться многих целей. В нашем журнале "Директор школы" мы разработали методику измерения социального капитала школы. Мы научились определять то, как учителя связаны – не личными симпатиями, а профессиональные отношения.

- Как это можно измерить?

Например, я задала учителю вопрос: "кто из коллег Вам обратиться, если у вас есть профессиональные трудности конкретного ребенка или класса?". И он имеет право выбрать не более трех или (в зависимости от размера школы) пяти коллег. Второй вопрос: "с кем ты чаще всего по собственной инициативе ходят на уроки, чтобы познакомиться с зарубежным опытом?".

Исходя из ответов на эти вопросы, строит сети профессиональных отношений – кто с кем взаимодействует. Иногда учителя сами выбирают друг друга, то общение является взаимным. Мы видим, что в этом случае эффективного взаимного обучения.

Мы строим сеть потенциальных отношений ответы на вопрос: "с кем бы вы хотели пообщаться?". Отдельно построена сеть личных связей ("кому бы вы обратились в случае с личными трудностями?").

- Какие выводы, полученные на основе этих исследований?

По нашим исследованиям добровольно, более тысячи школ, и мы видели, что степень связанности учителей друг с другом в них, как правило, очень низкий. Интересно, что сеть личных и профессиональных связей, как правило, не совпадают.

Кроме того, мы обнаружили, что формальные руководители структурных подразделений организации — директор, Заместитель директора, завучей — не являются отсылочными, что является существенным для группы, с точки зрения решения педагогических задач. Когда вы сделаете это, педагогических лидеров, т. е. тех, которые считаются высокими профессионалами среди коллег, и что они предпочитают обратиться за помощью, как правило, не являются частью формальной структуры организации. Получается, что сама формальная структура, а реальная структура отношений — сама. Конечно, есть школы (их очень мало) с достаточно высоким социальным капиталом, с высокой связности учителя внутри. Но в большинстве школ ситуация наоборот.

- Как я могу решить эту проблему?

— Следует отметить, что решением этой проблемы может стать очень важным источником ресурсов для развития образования. Это требует не только дополнительных инвестиций, которые трудно просчитать, как улучшить управленческие навыки руководителя. Важно, как он будет осваивать способы создания новых профессиональных отношений в Вашей организации.

Мы хотим, чтобы Режиссеры могли видеть нового объекта управления, поскольку управление учебным заведением является не столько управлять людьми, как управлять связями между ними. К сожалению, мы видим, что директора практически нет других способов создания и укрепления связей, в дополнение к произнося лозунг "давайте жить дружно".

Но "изолированный" учитель в организации недостающих звеньев не замечают собственных ошибок и, рано или поздно, неизбежно деградирует. Кроме того, учителя не связаны с коллегами, профессионал очень быстро начинают жечь из-за большой нагрузки. Единственный в настоящее время известный способ продления жизни для конструктивного профессионального взаимодействия учителя с коллегами. Опытных сотрудников позволяет ему выживать в профессии как можно дольше, а также помогает сохранить молодость.

- Можно ли научить руководителей целенаправленно укреплять связи внутри педагогического коллектива?

— Да, и мы разработали кураторской методологии, которые проводят курсы онлайн "Стодневка для директора". Через уже прошли обучение две группы по 60 человек в каждой. Речь идет о пошаговую инструкцию, еженедельная программа рассчитана на сто дней: дают задание на неделю, проверить, как оказалось, на следующей неделе получает новое задание, и так далее. После 100 дней, директор может оценить, насколько они довольны обучением, и постепенно внедрять знания в рамках всей организации. Впрочем, реализация требует значительных административных усилий – нужно внести изменения в график, чтобы сделать его более приемлемым для новых задач, и так далее.

- Обучение продолжается после 100-дневного цикла?

- В текущем учебном году наши выпускники продолжат свою работу и в школах, и в конце года мы свяжемся с ними и посмотри на их решение – будут ли они увеличить число людей, вовлеченных в нашей методологии? Смогут ли они устоять перед желанием обременять учителей с уроков над головой? Они начинают рассматривать взаимодействие как часть работы? Тот факт, что метод требует определенного количества свободного времени. И если учитель загружен на две ставки, то тут говорить не о чем.

- Вы получаете обратную связь от Ваших выпускников?

— Конечно. Директорами новых подходов показаться необычным, но очень интересно, кроме того, они видят конкретный результат от их внедрения. Единственное, что останавливает их-это желание делать все быстро. Многие Режиссеры не привыкли долгосрочных проектов, и внедрение новых подходов является игра в длинные, потому что коммуникации должны быть основаны на доверии, и это не может быть создан в течение недели.


banner14

Категория: Интернет

Ушаков: директор школы должен побуждать педагогов к сотрудничеству


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.