Испытание Вагнером, или Музыка - выше Преступления


Опубликованно 13.08.2021 09:15

Испытание Вагнером, или Музыка - выше ПреступленияВ кaнун oткрытия Бaйрoйтскoгo фeстивaля рaсскaзывaeм o Риxaрдe Вaгнeрe, o тoм, кaк нeмцы дo сиx пoр и нe бeз успexa рeaбилитируют музыку oт блaгoсклoннoсти нaцистoв

25 июля в Гeрмaнии нaчинaeтся юбилeйный Бaйрoйтский музыкaльный фeстивaль, цeликoм пoсвящeнный музыкe Риxaрдa Вaгнeрa. Впeрвыe зa eгo бoлee чeм стoлeтнюю истoрию, нa oткрытии, зa дирижeрским пультoм будeт стoять жeнщинa, к тoму жe нaшa сooтeчeствeнницa - Oксaнa Лынив. Сoбытиe чрeзвычaйнoe. Eгo мoжнo срaвнить рaзвe чтo с испoлнeниeм в 1904 гoду Сoлoмиeй Крушeльницкoй пaртии Чиo-Чиo-Сaн в oпeрe Пуччини «Мaдaм Бaттeрфляй». В таком разе это тоже был «славянский прорыв» мирового масштаба. Только: что такое восьмое чудо света Вагнера? Как получилось, а его музыка стала главным саундтреком времен национал-социализма? Слушали ли Вагнера сионисты? Что кумир превратился в злодея, а в будущем, пройдя денацификацию, оказался идеже-то посередине? И, к концу, что такое Байройтский толпа?

Вагнер для всех, то есть (т. е.) От Ницше по «Чужого»

Рихард Вагнер (1813-1883) написал против мало. Всего тринадцать опер. Так десять из них - глобально известные хиты, динамично исполняются и по данный день. Например, у Доницетти с семидесяти опер в мировом репертуаре осталось безвыгодный более семи. У Верди - мало-: неграмотный более двух третей.

Возьми сегодня Вагнер остается самой влиятельной фигурой в музыке. Изволь это или плохо, а это так. Созданная им музыкальная мiр впечатляет. Ее колоссальную гравитационную силу чувствует отдельный, кто к ней всего лишь приближается. Это был способным бы быть складный универсум, подобный тому, какой-либо создал Шекспир в литературе, али зальцбургский гений Моцарт в музыке, коли бы не Вотан существенный изъян - миропонимание ненависти. Посеянное Вагнером, оказалось ка не золотым зерном, а зубами дракона, изо которых вырос смерти подобный нацизм. Именно сие придает его творческому наследию всеми фибрами души трагический и несколько чудовищный оттенок. Впрочем Вагнер продолжает внушать на культуру ХХ века.

Композитора, в качестве кого и 100 лет отдавать, продолжают ненавидеть то есть (т. е.) любить интеллектуалы, его любит масскультура. Мюнхенская скорая подспорье сигналит мелодией с «Золота Рейна», «Качество валькирий» престижно в фильме Копполы «Конец света сегодня». То есть благодаря масскульту, в частности искусство кино, рядовой зритель, дальний от оперы, узнает о Вагнере и попадает лещадь его чары. «Wow, крутая музыка!!! (по гроб) должен Дэвиду», - пишут слушатели YouTube под фрагментом «Ввод богов в Валгаллу» с того же «Золота Рейна». Они впервой услышали ее безграмотный в театре, а в голливудском блокбастере "Закордонный: Завет". Вагнер был бы в восторге. Сермяжная прав, немало и тех, который считает его музыку бездушной. Проглатывать и те, кто может голос долетал до слуха ее в гомеопатических дозах, а как и те, кто принципиально отказывается ее внимать.

Фридрх Ницше

Как касается прошлого, так трудно назвать того, кого бы «желудок» Вагнером миновала. (бог) велел вспомнить тысячи имен, же одним из самых известных короче Ницше. Именно дьявол назвал Вагнера «Байройтским колдуном». А это уже дальше того, как взаимоотношения между двумя будущими «темными ангелами» немецкого национал-социализма имеет большое значение ухудшились. Сначала посередине ними были до чрезвычайности теплые отношения. Как стертый медный пятак на родительско-сыновние. «Чопорно говоря, вы, вне моей жены, одинарный приз, который я получил в жизни», - написал Вагнер Ницше в 1872 году. Услышав прелюдию к «Тристану» и «Майстерзингеров», бэкон признался: «Каждая клеточка, отдельный нерв во ми дрожит». Вслед за те он сравнит таковой опыт с приемом гашиша. Подобное чувствовал отнюдь не только Ницше. Матери викторианской эпохи запрещали дочерям пропускать мимо ушей любовный дуэт изо «Тристана», считая его ужасно неприличным, полным нескрываемого мощного эротизма, действительно «сексом нате слух».

Алекс Росс, Водан из ведущих музыкальных критиков США, журналист The New Yorker, в своей свежей книге, посвященной творчеству немецкого композитора, пишет, что же влияние Вагнера - сие неразрешенный конфликт. «Сие триумф искусства по-над реальностью и реальности надо искусством... Рано ли мы смотрим получи и распишись Вагнера, то видим душу человечества насквозь увеличительное стекло. Словно мы ненавидим в ней, так ненавидим в себе; почто нам нравится в ней, ведь нам нравится в себя».

Вагнер и «дядюшка Ади»

Вагнер был антисемитом, о нежели свидетельствуют его публичные высказывания. В 1850 году симпатия, под псевдонимом, написал очерк «Еврейство в музыке» - отвратительный антисемитский текст, который-нибудь появился в небольшой газетке, тиражом в 800 экземпляров. Сие можно было бы перепереть на досадную несправедливость взглядов, ложь, а двадцать лет погодя Вагнер переиздал сей опус под собственным именем. И как этот шаг отроду нельзя будет заспать и простить, как бы ни очищали посмертную репутацию гениального композитора его поклонники.

Что мудреного, что музыка Рихарда Вагнера стала музыкальным сопровождением Третьего рейха. И сие несмотря на в таком случае, что он умер по (по грибы) 50 лет до самого того, как национал-социалисты пришли в Германии к правительство. Огромную роль на этом месте сыграл и тот представитель, что Вагнер был любимым композитором Адольфа Гитлера.

Винифред Вагнер с Гитлером и сыновьями

Гитлер безлюдный (=малолюдный) только был фанатом творчества Рихарда Вагнера, однако и близким другом семьи композитора. Впоследствии смерти мужа – Зигфрида Вагнера – единственного сына Рихарда Вагнера, Байройтский встреча возглавила Винифред Вагнер – жена брата Рихарда Вагнера. Немного погодя провала Мюнхенского путча в ноябре 1923 годы, когда будущего фюрера посадили в тюрьму, не более и не менее она поддерживала его - обеспечивала теплыми вещами, бумагой, получай которой он начал составлять «Майн кампф» (благовременно, это название - «Моя дуэль» - парафраз автобиографии Вагнера «Моя житье-бытье»); носила передачи. Четверо детей Вагнеров называли его «дядюшкой Ади»; говорили, почто Гитлер хочет окрутить (его на вдове, да это так и осталось нате уровне предположений.

Винифред Вагнер задолго. Ant. с конца жизни, а умерла симпатия в марте 1980-го, оставалась фанатичной поклонницей Гитлера. Собственные правила она не скрывала. По весне 1945 года, (в после освобождения Байройта, Водан американский офицер, шумовик-любитель, страстный уважатель музыкального наследия Вагнера, посетил именьице своего кумира. Винифред согласилась проторить экскурсию и повела гостя получи могилу композитора. За дороге она непрерывно воспевала Гитлера, отрицая любые доводы против его страшных злодеяний. Цент не выдержал: «Я почувствовал приблизительно физическую невыносимость; тошноту, которая шаг за шаг поднималась к горлу... После этого всех ужасов, которые я видел собственными глазами, потом всех руин, человеческого горя... Буква энергичная и уверенная в себя женщина винила всех, затем Гитлера. Для нее симпатия был святым. И сие было страшно. Я развернулся и ушел...»

Вагнер в Израиле

Не кто иной из-за компрометации Гитлером и косвенной причастности Вагнера к Холокосту фольклор композитора в Израиле бойкотируется, только это не служебный запрет - просто товарищество само пришло к консенсусу. Если на фестивале в Байройте в 2011 году музыканты израильского камерного оркестра сыграли «Любимец богов-идиллию» - в целом самое «невинное» вагнеровское работа, это вызвало огромную волну дискуссий. Одним с немногих, кто решался выполнять произведения Вагнера был танцев) Даниэль Баренбойм. Незамедлительно в Израиле есть во вкусе те, кто продолжает хулить Вагнера, так и его «адвокаты», которые приставки не- устают подчеркивать, почто следует различать гениальную музыку ото человеконенавистнических взглядов композитора. В начале 2010 лета в стране даже появилось братство поклонников творчества Рихарда Вагнера, точно воспринимается как колоссальный прогресс.

Теодор Герцль

Посреди прочим, один изо основателей политического сионизма Дар Бога Герцль очень любил музыку Вагнера, особенно оперу «Тангейзер». Вот-вот музыкой из «Тангейзера» открывался следующий сионистский конгресс в Базеле в 1898 году. И без этого (того) сионистов, Вагнера считали своим марксисты и анархисты, символисты и оккультисты, феминистки и пусть даже первые борцы по (по грибы) права геев. Же потом появился Гитлер и конец приватизировал.

В Советском Союзе Вагнера невыгодный слишком жаловали. Единственным советским городом, идеже более или в меньшей степени регулярно ставили его оперы, была Амбар. Там Вагнер в свое исполнившееся руководил местным оперным театром. Однако вынужден был оттоле уйти из кредиторов.

Посреди Мюнхеном и Байройтом

Вагнер мечтал о фестивале. В соответствии с его мнению, сие должно было бытовать доступный для широкого круга, а маловыгодный только для эстетов, словно считал Ницше, именитый музыкальный праздник в духе эллинизма. Раньше фестиваль планировали обманывать в Мюнхене - там собирались и отгрохать театр, но планам безграмотный суждено было стать реальностью - Вагнера из Мюнхена выдворили. Премьер-министр-министр писал королю: «Я считаю Рихарда Вагнера самым опасным человеком получи и распишись земле». Опять-таки бы! Юный Людвиг II Баварский, которого Верлен назвал «единственным настоящим как пан века», был одним с первых фанатичных поклонников творчества Рихарда Вагнера, того не жалел государственной казны исполнение) любимого композитора. Кончено деньги шли сверху Вагнера и на сказочные замки. Людвига считали сумасшедшим, так оба его увлечения - и Вагнер, и замки, после сих пор приносят немцам колоссальные дивиденды.

Семейство Вагнеров на первом фестивале в Байройте. Козима рукой обнимает Зигфрида (держи рисунке слева возьми переднем плане), Вагнер возьми заднем плане с правой стороны от нее. Ференц Пластина за роялем, получи стене портрет Людвига II

А пока еще мюнхенцам очень безвыгодный нравилось, что Вагнер беспрепятственно живет с Козимой Створка, женой немецкого дирижера Ганса шум Бюлова. Подобное маловыгодный приветствовалось. Пара обручилась как только в 1870 году, егда у них было трое общих детей. Козима, впору, не только была для того мужа помощницей, хотя и талантливым театральным режиссером и феноменальным администратором. Оный факт, что Байройтский пир не только выжил, однако и вошел в силу немного погодя смерти Рихарда Вагнера - ее достоинство. Кроме того, возлюбленная записала немало сказанного мужем. Получалось как будто-то вроде «высказываний немецкого мудреца». Набралось порядком, почти миллион слов - бесценное жемчужина для изучения жизни и творчества композитора. Достаточно однако заметить, зачем при всей своей непоколебимый харизме и талантах, Козима была ещё раз большей антисемиткой, нежели ее муж.

Благодаря тому после того, в качестве кого Мюнхен оказался угоду кому) Вагнера закрыт, ассортимент пал на тонкий Байройт. В Байройте Вагнер построил себя театр и виллу «Ванфрид», бок о бок которой он и похоронен, пускай бы умер в Венеции в особняк Вендрамин (с 1946 лета там казино).

Яма Вагнера в Байройте

Стержневой Байройтский фестиваль: показ «Перстня» и дефицит котлет

Первый показ состоялся в августа 1876 лета. Именно после Байройта Вагнер превратился изо изгоя в кумира эпохи. Быль, по окончании фестиваля камер-музыкант впал в депрессию. Вопреки на грандиозную рекламную кампанию и саморекламу - Вагнер и в этом месте был «первопроходцем» - долги оказались немалыми. Козима записала: «Р. печален, говорит, будто хочет умереть!» Некто даже подумывал, с тем отказаться от проекта. Исход его совсем маловыгодный порадовал, ведь был в (высшей степени далек от мечты о всенародном музыкальном объединении получи лоне природы.

Человек на первом Байройтском фестивале была разнообразной, хотя подавляющее большинство принадлежало к сливкам общества - сильнее 200 представителей аристократии, выдающиеся тогдашние композиторы (Брукнер, Макрофилл, Чайковский, Сен-Санс), художники и писатели. Были тоже и богатые искатели приключений. Скажем так, журналисты отметили молодых богатых американок, падких бери что-то новое, «в хроническом экстазе и с блеском в глазах», а Симон Ильич Чайковский заметил, точно зрители выглядели обеспокоенными и «вроде будто все старинны годы что-то искали». Подобно ((тому) как) оказалось - искали котлеты, омлеты и другую пищу, которой приставки не- хватало. Поэтому обсуждали далеко не музыку, а еду. Оригинальность Вагнера было кругом: и на пивных кружках, и получи коробках для сигар. В обществе прочим, фон Бюлов считал, какими судьбами  предпринимательский титан (мысли) Вагнера намного повыше, чем музыкальный.

Нежели еще интересен Байройт? Тем, ась? именно с Байройтского фестиваля устоялась приём затемнять зрительный зала. Во время первого но спектакля «Колец нибелунга» вдруг погасли фонари, благодаря тому зрители сидели в полумраке и наблюдали ради освещенной сценой. Доброе старое) (мое зал был в такой мере же хорошо освещен, (то) есть и сцена - изысканная общество хвасталась нарядами. Претерпела изменения да и традиция аплодисментов - они стали никак не такими частыми - аудитория должны были являться внимательнее и терпимее. Байройт имел целью отстранить театральную публику в новый уровень серьезности.

Нарезка к первому послевоенному фестивалю, 1951 время

Первый послевоенный Байройтский празднество состоялся в 1951 году. Коли уж на то пошло на его открытии исполняли Девятую симфонию Бетховена (кумира Вагнера) подина руководством Фуртвенглера. Сие был голос свободы и любви в стране, избавлявшейся с наваждения нацизма. С тех пор, сие культурное мероприятие проводится каждый год, в отличие от довоенной практики. Руководит фестивалем юрт Вагнера. После войны была проделана огромная вещь, чтобы избавиться ото пронацистской традиции. В рассуждении сего нынешний фестиваль в Байройте позволяется считать вдвойне юбилейным.

Душа Вагнера и украинка

Ксюша Лынив в свои 43 лета работает с ведущими оркестрами и оперными коллективами Европы. Невзирая на то, как будто на дворе XXI никогда, дирижёрское искусство продолжает терять преимущественно мужским делом, и ей пришлось побороть немало препятствий и предвзятого к себя отношения, чтобы убедить, что пол в этой области приставки не- играет никакого значения - важны первее всего твой профессионализм и творческая биоэнергия. То, что симпатия будет дирижировать «Летучим голландцем» - оперой, которой закругляйтесь открываться Байройт и с которой по существу говоря и начался Вагнер-песенник, которого мы знаем в настоящее время - событие незаурядное. И оттого-то, что никогда ради 145-летнюю историю сего фестиваля женщина малограмотный дирижировала оркестром, и благодаря чего эта женщина - хохлушка. Это большая почести. Можем радоваться и надежда наполняет душу гордость.

Оксана Лынив

За всем тем, Байройтский фестиваль – сие не только минерва и об искусстве. Байройт - сие еще и о политике и о культуре политики. Экземпляр того, как цивилизованное, зрелое круг умеет справляться с собственными фантомами прошлого. О рука и незыблемости традиции. О невероятном престиже высокого искусства. Об объединительной роли сего искусства. О верности немецкого политического истеблишмента устои. О консолидации.

Да, рибоп Вагнера продолжает (за)пускать тень на немецкую политику. Все сейчас эта кров лишена зловещей ауры и придает ей - немецкой политике - вы что большую важность. На протяжении всей приманка канцлерской каденции Байройт посещает Ангела Меркель, быль, не как политический деятель, а как частное хаялка. И не только возлюбленная. О статусе любого немецкого поведение свидетельствует тот безусловно, сколько билетов для Байройт он может обогатить.

К сожалению, в Украине не имеется подобных традиций. Наша политическая накипь, а именно она призвана задавать расцветка, в том числе и интеллигентный, очень далека ото серьезного искусства. Кто такой из первых лиц государства систематично ходит на вскрытие оперного сезона, безлюдный (=малолюдный) говоря уже о часть, чтобы знать план нескольких известных опер, сиречь же, отличать возьми слух, кто дирижирует оркестром: Стефан Турчак либо Роман Кофман? Отчего надеемся, что посмотрим хоть кого-ведь из украинских политических деятелей хоть не в украинской, а в немецкой опере - получи и распишись нынешнем юбилейном Байройте, идеже испытание Вагнером хорош проходить Оксана Лынив. Естественное дело, она блестяще справится со своенравным «Голландцем» и придаст музыке германского гения капелька украинского шарма.

Вета Шевцова, Киев



Категория: Культура


Спонсор

Спонсор

Спонсор

Тут ваша реклама