Мероприятия к годовщине авиакатастрофы под Смоленском пройдут в Польше


Опубликованно 10.04.2015 06:04

Мероприятия к годовщине авиакатастрофы под Смоленском пройдут в Польше

ВАРШАВА, 10 апр — РИА Новости. Мемориальные мероприятия к пятой годовщине крушения самолета польского президента 10 апреля 2010 года под Смоленском, пройдут в Польше.

В катастрофе президентского лайнера Ту-154 М под Смоленском погибли 96 человек — восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны. Окружная военная прокуратура в Варшаве уже почти пять лет ведет расследование причин и обстоятельств авиакатастрофы.

Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения самолета Качиньского было признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Польша скорбит о погибших

Мемориальные мероприятия начнутся в пятницу утром в парламенте Польши с богослужения в память о погибших, которое пройдет в Сейме при участии депутатов и спикера нижней палаты Радослава Сикорского. Затем в Сейме будут возложены цветы к мемориальным таблицам, установленным в память о погибших тогда польских парламентариях.

В 8.20 утра (9.20 мск) на столичном кладбище "Повонзки" пройдут государственные мероприятия, в которых примут участие родственники погибших под Смоленском, президент Бронислав Коморовский, премьер Эва Копач, члены правительства, представители обеих палат парламента и мэр Варшавы Ханна Гронкевич-Вальтц. На "Повонзки" похоронены 28 жертв крушения под Смоленском и установлен мемориал в память о всех погибших в катастрофе.

Главная оппозиционная партия в Польше "Право и справедливость" организует в пятницу свои памятные мероприятия. В 8.41 (момент авиакатастрофы) "Право и справедливость" проведет акцию памяти перед президентским дворцом в Варшаве на Краковском предместье. Затем будут возложены цветы на могилах погибших. Около 17 часов (18.00 мск) лидер партии Ярослав Качиньский (брат-близнец погибшего президента) выступит на митинге перед президентским дворцом.

Ранее пресс-секретарь правительства Польши Малгожата Кидава-Блоньска сообщила, что 10 апреля на памятные мероприятия в Смоленск поедет польская делегация во главе с министром культуры Малгожатой Омиляновской и руководителем канцелярии премьер-министра Яцеком Чихоцким. В составе официальной делегации будут также представители Сейма и Сената Польши.

Новые расшифровки "черных ящиков"

Польские эксперты расшифровали новые фрагменты записей из кабины пилотов разбившегося Ту-154М, которые подтверждают, что в момент трагедии главком польских военно-воздушных сил оказал давление на экипаж, сообщила во вторник польская радиостанция RMF FM. Как отметила радиостанция, новые данные расшифровки "черных ящиков" полностью подтверждают, что в кабине пилотов до момента авиакатастрофы находился главнокомандующий ВВС генерал Анджей Бласик, который, предположительно, оказал давление на экипаж.

Польские эксперты считают, что Бласик произнес слова "Это факт, мы должны это сделать, до конца". Позднее, на высоте 300 метров над землей, он сказал: "Поместишься. Смело".

Кроме того, пилот за 15 минут до крушения предлагает уйти на запасной аэродром "Минск или Витебск" и, обращаясь к третьему лицу, говорит: "Вернемся". Микрофоны на борту президентского самолета зафиксировали также диалоги о пиве.

Радиостанция отметила, что польское расследование причин авиакатастрофы под Смоленском "ждет настоящий шок".

Родственники погибших требуют международной комиссии

Родственники погибших призвали создать международную комиссию по расследованию причин катастрофы. На пресс-конференции в Сейме Польши в среду присутствовали представители семей погибших в авиакатастрофе, в том числе вдова командующего ВВС Эва Бласик, дочь известного польского политика от партии "Право и справедливость" Збигнева Вассермана — Малгожата Вассерман, вдова замминистра культуры Польши Томаша Мерты — Магдалена Мерта и вдова уполномоченного по правам человека Януша Кохановского — Эва Кохановска.

"Мы призываем создать международную комиссию из независимых экспертов, которая бы выяснила причины катастрофы в Смоленске. Мы не можем согласиться с тем, что происходит. Каждая расшифровка "черных ящиков" отличается от предыдущей длительностью и содержанием. Какая из них правдивая?" — заявила Вассерман.

Вдова Бласика назвала последние утечки расшифровок "черных ящиков" в польскую прессу "тотальной компрометацией государства и польской прокуратуры". Бласик сказала, что ее покойный супруг "не мог вмешиваться в работу пилотов во время полета, это просто невозможно — он мог говорить в салоне, но не в кабине пилотов".

Правовая помощь

Польша выполнила большинство запросов российской стороны об оказании правовой помощи по делу о крушении самолета, заявил в четверг представитель польской главной военной прокуратуры Марчин Максян.

Официальный представитель российского Следственного комитета Владимир Маркин сообщил ранее в четверг, что российские следователи называют одной из причин незавершенного дела о катастрофе пока оставленные польскими коллегами без ответа запросы российской стороны.

"Польша реализовала большинство запросов российской стороны и по-прежнему ждет выполнения своих запросов, направленных в СК Российской Федерации", — прокомментировал Максян.

На официальном сайте польской прокуратуры размещена информация о том, что при расследовании причин и обстоятельств крушения президентского лайнера Польша обращалась за помощью к России 26 раз, а Россия к Польше — 30 раз. Варшава, в частности, ждет выполнения одного из первых запросов о возвращении обломков самолета и бортовых самописцев, а также информацию о правовых нормах, действующих на аэродроме Смоленск-Северный.

Безопасность первыше всего

Спустя пять лет после трагедии высшее руководство Польши летает на чартерных лайнерах авиакомпании LOT.

"После катастрофы под Смоленском и многочисленных проверок, которые подтвердили нарушения в работе 36-го специального полка транспортной авиации, занимавшегося перевозкой VIP-ов, полк был расформирован (в декабре 2011 года), а важнейшие лица в государстве летают чартерами авиакомпании LOT (национального авиаперевозчика), в соответствии с новыми требованиями Бюро национальной безопасности", — передает Польское агентство печати.

Действующий договор с LOT заключен до 2017 года. В распоряжении президента Польши, премьер-министра, спикеров палат парламентов, министров и других высших должностных лиц имеются два средних самолета с дальностью полета до 3,5 тысяч километров. Один лайнер способен взять на борт до 90 человек. Оба самолета окрашены в цвета государственного флага Польши (белый и красный) и базируются в международном аэропорту Варшавы имени Фредерика Шопена.

В конце 2014 года польское министерство обороны сообщило, что правительство намерено купить два самолета для VIP-пассажиров. Лайнеры станут собственностью министерства госимущества, а кто будет их эксплуатировать — пока не решено. Предполагается, что будет создано новое подразделение, аналогичное расформированному 36-му спецполку. В феврале 2015 года минобороны сообщило, что тендер на приобретение самолетов будет объявлен в ближайшее время.

На борту самолета

Бюро национальной безопасности Польши (аналог российского Совбеза) в ноябре 2010 года сформулировало новые принципы, которыми следует руководствоваться при перевозке высших должностных лиц государства.

Согласно этой инструкции, запрещено лететь в одном самолете президенту, премьеру и спикерам Сейма и Сената Польши. Кроме того, в список VIP-ов, которым нельзя находиться в одном лайнере, попали вице-премьер, главы минобороны, МИД и МВД, начальник генерального штаба, командующие родов войск и руководители спецслужб.

Бюро нацбезопасности также разработало специальный порядок поведения VIP-пассажиров на борту самолета. Они должны быть пунктуальны. "Каждое изменение в последний момент списка пассажиров или времени вылета приводит к дополнительному риску, а также связано с дополнительными расходами и нагрузкой для экипажа", — говорится в инструкции.

Особо отмечено, что на борту самолета единственным командиром является командир экипажа лайнера. "VIP не имеет права отдавать ему (пилоту) какого-либо рода распоряжения, но обязан исполнять все рекомендации командира воздушного судна", — говорится в документе. Во время взлета и посадки запрещено входить в кабину пилотов.


Категория: В мире


Спонсор

Спонсор

Спонсор

Тут ваша реклама