"Кукольный" театральный десант на полях Великой Отечественной войны
Опубликованно 29.04.2015 18:05
МУРМАНСК, 28 апр — РИА Новости, Анастасия Яконюк. Кулисы мурманского кукольного театра большая часть труппы летом 1941 года сменила на театр боевых действий. Кольский полуостров подвергся массированным авиаударам фашистской армии уже в первые дни войны, тогда каждый шестой житель области ушел на фронт. Оставшиеся четверо актеров и руководитель коллектива Виктор Подобедов получили особый приказ — поднимать боевой дух, вселять веру, дарить надежду на полях сражений. И когда "кукольный" десант высаживался у линии фронта, бойцы верили: пока артисты близко, смерть далеко.
Повестка для кукол
По документам, актерская бригада была причислена к 14-й армии, 10-й гвардейской дивизии. А ведь еще в июне 1941 года в тогда еще кировском театре — первом детском театре в мире за полярным кругом, — который в 1933 году создал и возглавил петербургский актер и режиссер Виктор Подобедов, репетировали пьесу с простым и светлым названием "Счастье". И хотя на сцене за свое счастье сражался монгольский народ, заполярные актеры знали наверняка: счастье может достаться дорогой ценой, но за него стоит бороться…
В канун 70-й годовщины Победы, размышляя о подобающем для этих дней репертуаре, актеры и режиссер вспомнили о героической странице самого театра — инсценировали будни фронтовой бригады, которая под обстрелами и беспощадными северными ветрами, в голых сопках и госпиталях, бараках и палатках подготовила около сотни программ, отыграла не менее тысячи концертов.
Чтобы найти как можно больше информации о том времени, заслуженный артист России и ведущий актер Мурманского областного театра кукол Сергей Харламов по крупицам собирал сведения в музеях, архивах и библиотеках. Главной удачей стал найденный в архиве краеведческого музея дневник Подобедова.
"Это дневник выступлений — день за днем. Они, если я не путаю, уже в июле показывали первый антифашистский концерт", — рассказывает Харламов. Согласно записям в дневнике, чтобы в кратчайшие сроки создать новые постановки, которых требовало время, актерам пришлось разобрать старые спектакли — костюмы, декорации.
Самые, казалось бы, несущественные записки и документы сегодня красноречиво рассказывают, как и чем жили в военное время, за что держались и во что верили. "Вот удивительная деталь — маленькая, но яркая. 1941 год. Статьи расходов театра — бидон для керосина — 6 рублей 25 копеек, замок — столько-то. И… портрет Станиславского — 1 рубль 50 копеек!", — делится своими находками актер.
Гитлера не брали?
В подсобное помещение театра заглядывает молодой актер, озабоченно интересуется: "Вы Гитлера не видели?". Харламов оглядывается по сторонам: "Да тут где-то был… В углу посмотри". Шуршание папиросной бумаги, и на свет извлечен легко узнаваемый профиль, вид у него, хоть и бравый, но немного глуповатый.
"Мы в свое время отдали в музей куклы, теперь нам их вернули — вот они: Гитлер, адъютант фашистский, советский солдат — из скетча "Новогодние гадания в имперской канцелярии", — рассказывает Харламов. Кукольный Гитлер, задумавший в канун нового 1942 года погадать и заглянуть в будущее, веселил в годы войны всех участников представления. С театральной бригадой кукольный Гитлер исколесил все побережье Кольского полуострова.
"Таких кукол теперь нет, секрет утрачен — те мастера ушли и все. Прошло 70 лет, а Гитлер до сих пор открывает рот. Когда ребята репетировали, я почувствовал магию старых кукол… В них есть какой-то секрет. Они живые — фюрер на меня как посмотрит — мурашки", — объясняет Харламов.
Через границы человеческих возможностей
Магией, особым секретом в то время обладали не только куклы. Сами актеры переступали границы человеческих возможностей. Как будто это было только вчера, и сам Харламов был тому свидетелем, он рассказал, как смертельно уставали актеры, перебираясь с места на место по театру боевых действий.
"Вот они ворчат, бубнят, певица хрипит, жалуется, что не может петь. И надоел этот гороховый суп, и вставать приходится рано. Кофе хочется! Или чаю, а их все время киселем или компотом поили", — сообщил актер. В деталях описал, опираясь на свидетельства из дневника, как грузилась маленькая труппа в машину и по бездорожью, в кромешной тьме ехала по частям. Кто у бортика сидел — тех дождем заиливало, кто у кабины примостился — задыхался от выхлопных газов.
"Приехали. Здрасьте! — как груз драгоценный их сгружают, актеров как подменили: "Что? Мы устали? Да никогда! Концерт? Сейчас!". И певица поет нежнейшим голосом, а плясунья — никто не догадывается, что сапогами ноги в кровь стерла, — пляшет легко. Это время такое, это вера такая в свое дело", — уверен Харламов.
Как-то труппа попала под авианалет на станции Имандра — актеры ехали из Мурманска. Девять самолетов с воздуха расстреливали состав. Страх погнал людей из вагонов, и это была ошибка — немногим удалось уцелеть под градом снарядов. Своим актерам Подобедов запретил покидать вагоны.
"Они сидят, ни живы, ни мертвы. И вдруг снаряд пробивает обшивку вагона и проходит в сантиметре от ноги Анны Деркач (актрисы) и уходит в пол. Они очнулись, только когда сверху закапала кровь — мужчина лежал на верхней полке, его пробило", — Харламов, который в поставленном к юбилею Победы спектакле играет самого Подобедова, как будто заново переживает те минуты.
Множество подобных драматичных эпизодов, когда смерть, казалось, была неизбежной, можно прочитать в дневнике Подобедова. Но какой бы жестокой ни была война, какими страшными ни были жертвы, вспоминают участники тех событий и радостные моменты. Поводом для радости могло стать любое, хоть отдаленно напоминающее приметы мирной жизни, событие.
"Отработали артисты концерт, а их бойцы в баньку по-черному повели. А потом банкет. А знаете, что на столе? Морошка, квашеная капуста и консервированная колбаса американская, а потом потихоньку и самогону принесли…", — улыбается Харламов-Подобедов.
Раненый баян
Много раз пролистывала воспоминания Подобедова нынешний режиссер кукольного театра, постановщик спектаклей Тамара Волынкина, искала заветный маячок — чтобы сердце застучало, чтобы режиссерская интуиция просигналила — вот оно! И такая пронзительная история, подарившая образ и смысл всему спектаклю, нашлась.
Это было в один из морозных дней. Артисты приехали, как это часто бывало, в голые сопки, там и укрыться-то негде. Нашли замерзшее болотце и решили поставить палатку. "После минутного перерыва начали четвертый концерт. Я объявляю: "А сейчас Анна Деркач исполнит вам любимую песню "Синий платочек"". Только она начала петь, бойцы закричали "Лед трещит!" — это фашисты наугад, не глядя, выпустили три снаряда. Палатку накрыло", — вспоминал Подобедов.
Когда все стихло, надежды найти живых уже не было. И вдруг из палатки выползла та самая Анна Деркач, а за ней баянист с правой частью баяна. "И в журнале запись — "Был ранен баян". Написано как о товарище, друге", — уточнил Харламов. Через какое-то время командование, узнав о ЧП, вручило артистам трофейный аккордеон.
"Когда я про баян прочитала, поняла — спектакль будет", — говорит Волынкина. Так, раненый баян через много лет стал ярким образом для спектакля о войне.
Причастны к победе
Мурманские артисты-кукольники не вставали в атаку, не занимали высоты, не держали оборону до последнего патрона. Но без них, возможно, не было бы маленьких побед, объединившихся в одну большую Победу. "Кто это сказал, не помню кто, но солдат простой или лейтенант… Его спросили — зачем надо, чтобы артисты приезжали, ведь война — не место для веселья. И он сказал потрясающую вещь: пока артисты близко, смерть далеко", — говорит Харламов.
После войны труппа театра была награждена наравне с бойцами. Дальше у каждого актера была своя жизнь, своя судьба. Годы прошли, куклы пережили своих живых напарников, и спустя 70 лет они снова обретут голос и походку и на сцене мурманского кукольного театра расскажут о том, что довелось испытать, почувствовать, сделать, чтобы смерть отступила хотя бы на время фронтового концерта.
В годы Великой Отечественной войны профессиональные театральные коллективы работали в частях Советской Армии и военно-морского флота — на фронте и в прифронтовых районах. По некоторым данным, за годы войны артисты провели для советских воинов более 1,3 миллиона спектаклей, концертов, творческих встреч. Артисты прошли весь путь войны вместе с советской армией.
Категория: Культура