Спорт без реформы – Украина без медалей


Опубликованно 22.09.2016 06:46

Спорт без реформы – Украина без медалей

Провал украинских спортсменов на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, в конце концов, заставили общественность обратить внимание на проблемы спорта в стране. Эти проблемы не являются новыми, один из них в круг, спортивные Тренеры и чиновники говорят уже много лет, но только сейчас в Украине увидели глубину падения в простых Олимпийских номеров: 11 медалей, включая две золотых, которые привели страну 31 место в медальном зачете. Так низко Украина не падал никогда, начиная с 1996 года, когда впервые приняла участие в Играх.

Спектр проблем спорта Украины широкий, разнообразный, но, в целом, довольно типичная: отсутствие современной инфраструктуры, отсутствие престижных международных конкурсов, отсутствие финансирования многих видов спорта, отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволит привлечь к спорту больше спонсоров. Конечно, это только те проблемы, которые находятся на поверхности. Именно их регулярно говорили СМИ и поклонников сразу же после Олимпийских игр. С тех пор прошел месяц, и критики в отношении Министерства молодежи и спорта, почти сошла на нет. В результате, профиль-премьер Игорь Жданов рапортует на своей странице в Facebook о своевременной выплате награды олимпийцам и паралимпийцам, и тема проблем в офисе предпочитает не поднимать.

Как взять 35 медалей в Токио?

В январе 2015 года президент Украины Петр Порошенко подписал указ "О стратегии устойчивого развития "Украина-2020". Этот документ, среди прочего, подразумевает реформирование государственной политики в области спорта и предполагается, что в Олимпийских играх 2020 года в Токио страны завоевать 35 медалей. Министерство спорта ответил на вызов президента публикации Дорожной карты реформ в сфере физической культуры и спорта, но в полтора года изменения вступили в силу только точечно.

Заместитель министра спорта Игоря Гоцула, 35 медалей, в Токио, это точка отсчета, от президента, к которому нужно стремиться. При этом он признает, что при нынешнем положении в Украине спорта, для достижения этого успеха, очень трудно. "Этот ремень может быть реальным, если будет выполнена его части, которая связана с серьезной реформы-это не столько спорт, сколько отношение к спорту во всех органах государственной власти. Это вопросы финансирования, а также строительства и реконструкции объектов спортивной инфраструктуры. Сегодня мы имеем катастрофическое положение", - объясняет Гоцул.

По его словам, если на местах не будет работать школа, юношеские спортивные школы (ДЮСШ), если дети "будут одеваться на трибунах, в случае средних школ будут отмены занятий по физическому воспитанию", все менее спортсмены идут выделения. "Это вопрос, который зависит от Министерства, но и местных органов власти", - добавил чиновник, отметив, что процесс децентрализации в Украине, руководители городов должны брать на себя больше ответственности за здоровье детей в своих регионах.

В оппозиции к нынешнему руководству Министерства стоит группа людей, которые еще в 2014 году представили свой проект для спортивного реформы. Автором документа выступил глава Федерации спортивного права Украины Александр Кошевой, и реформаторскую инициативу поддержал тогдашний министр спорта Дмитрий доступа. Однако воплотить в жизнь он не успел.

На самом деле, Кошевой считает, что наличие тренерских кадров и человеческого потенциала в Украине на самом деле позволяет стране рассчитывать на 35 медалей в Токио-2020. Однако, сделать это без увеличения массы этого вида спорта в десятки раз, невозможно. Массовости же можно достичь только путем перевода спортивных школ на рельсы рыночной экономики. "Главная цель-увеличить количество денег. Как это сделать? Наши оппоненты говорят: государство должно дать больше денег. Я не могу с этим спорить, но состояние очень ограниченное количество денег. И здесь следует вопрос: мы будем говорить о том, что нужно будет больше денег, или мы построим систему, которая не только просить, но и зарабатывать?", - спрашивает он.

Стоит отметить, что во многих ключевых аспектов будущей реформы Гоцул и Кошевой высказывают схожие точки зрения. Тем не менее, Кошевой считает, что Министерство делает, это не достаточно, чтобы изменить ситуацию в спорте, и, иногда, намеренно тормозит процесс изменений. В Министерстве его называют местные успеха в работе с инвесторами, подчеркивая, что быстро и относительно легко провести реформу невозможно.

Эксперимент с федерациями

Как уже говорилось УНИАНу Игорь Гоцул, руководство Игоря Жданова, Министерство было рассчитать финансирование различных спортивных мероприятий по специальной формуле, в основу которой положены два показателя – достижениях спорта на международном уровне, и их массовый характер. На эти деньги распределялись полностью в ручном режиме.

Кроме того, предметом особой гордости для Министерства-это эксперимент, в котором принимают участие шесть спортивных федераций – баскетбол, хоккей на траве и на льду, легкой атлетике, тяжелой атлетике, а также прыжки в воду. Эти организации являются единственными, кто получил возможность напрямую получать деньги от государства и решить, как потратить деньги. Другие спортивные Федерации, по-прежнему управляются государством. Доходит до абсурда: в Украинском законодательстве указано, что Министерство, как орган, директор спортивных мероприятий, утверждает регламент соревнований. Иными словами, Министерство может решить, что в футболе пенальти нужно сверлить не с 11 метров, и более 15 лет в баскетбол, футбол бросать не в круглый, а квадрат, кольцо,...

И Кошевой, и Гоцул, показывают, что эта ситуация противоречит как олимпийской Хартии и документах Совета Европы. Кроме того, в прошлом году Министерство представило в Верховную Раду законопроект о лишении государственной власти эти обязанности, но народные депутаты до сих пор не нашли времени его рассмотреть.

Однако чиновник подчеркивает, что ведомство все равно постоянно работает, чтобы сделать Федерацию более самостоятельными и инициативными. Это поможет вам привлечь деньги в свой спорт, и, таким образом, создать массовость. "Все больше и больше полномочий передается федераций. И в обычном ходе нашей деятельности и, в частности, в рамках эксперимента. Федерации приходят к тому, что индивидуальное развитие спорта – футбол или хоккей, не является обязанностью Министерства. Министерство обязано ответить за создание условий для развития спорта в стране в целом. И уже Российской Федерации, которые конкурируют между собой, и другие виды развлечений, они должны в этой борьбе для продвижения спорта, пытаясь привлечь туда как можно больше детей, интерес средств массовой информации, привлечь спонсоров", - говорит Гоцул.

"Недавно мы привлекли к группе серьезных продавцов, которые теперь, вместе с Министерством разрабатывают программу развития спорта. Также будет работать с Федерацией, чтобы помочь им с привлечением спонсоров. Время, когда в Российской Федерации были исключительно декоративное приложение к Министерства выполняли роль просителей денег, уходит в прошлое. Потому что весь мир движется по-другому", - добавляет чиновник.

Бюджетные деньги: тратить или инвестировать

Александр Кошевой сомнения в добрых намерениях Министерства, и считает, что орган государственной власти, скорее, имитирует работу по укреплению автономии Федерации, что занимается она на самом деле. Де-факто, не важно, что они говорят, Российской Федерации по-прежнему полностью несамостоятельными, и Министерство всячески поддерживает эту несамостоятельность – организационной, финансовой, административной, юридической. Им выгодно, чтобы Федерации были несамостоятельными", - говорит специалист.

Кроме того, по его мнению, Министерство распределения денег между спортом неэффективно. По его словам, сегодня государство выделяет на спорт, чуть более 42 миллионов долларов, но деньги не инвестировать, а "расходуются по сметам, планов, графиков работы, инструкций, под видом своего рода "общественный эксперимент", и что более важно - в неконкурентных равенства".

Кошевой уверен, что при разумном распределении ресурсов, а выход украинского спорта может появиться в 42 миллиона долларов, сумму, превышающую 200 миллионов долларов. "На данный момент государственные деньги распределяются в зависимости от выводов и суждений экспертов, советы, школы, министр, заместитель министра. А должно быть так: в начале каждого года всех федераций дают в начале и в конце года, в соответствии с установленными критериями, машина подводит итоги своих результатов, и она же выдает деньги. Когда Федерация начнет получать деньги за результаты своей деятельности, понимают, что очень выгодно для достижения успеха в этом рейтинговании. Потому что на кону стоят суммы, которые они гарантированно получат от государства, если он достиг высоких результатов в спортивных соревнованиях, привлечение к занятиям спортом как можно большее число участников, они будут делать хорошие продукты для телетрансляций, на которые будет хороший спрос", - говорит автор "спорт-реформа".

Текущая формула распределения денег Министерством Кошевой критикует, ссылаясь на то, что Игорь Гоцул, а также должности в Министерстве, президент Федерации легкой атлетики Украины: "Насколько корректно использовать формулу, которой руководит лицо, которое является бенефициаром получить эти деньги?".

"На сто процентов неправильно говорить, что эта формула выделения прозрачные, если этой формулы, большая часть денег уходит федераций, которые участвуют в непрозрачном эксперимента Министерства. Критерии успеха этих федераций нет", - добавляет Кошевой.

Гоцул парирует: "Здесь не надо ничего Комментировать. Формула открыта, формулой описывается и выкладывается на сайте. Можно взять достижения, посмотреть, посчитать и сделать выводы. Когда мы объявили о проведении эксперимента, мы обратились к Федерации с предложением принять в ней участие. Остаются те Федерации, которые в значительной степени развитые, и имеют хорошие спортивные результаты".

Заместитель министра спорта, также считает, что в год эксперимента, не может требовать от федераций резкое увеличение результатов, потому что подготовка спортсмена может занять от 15 до 20 лет. "Предварительно можно сказать: ни одно из мероприятий не было сорвано. Взаимодействие с федерациями говорит, что они достигли более высокой эффективности в использовании бюджетных средств, а также федераций гибкости в принятии решений", - отметил чиновник.

Реформы бесполезны, ДЮСШ

В спортивном проекте реформы было указано и альтернативное распределение средств государственных спортивных школ. Как объясняет Кошевой, его суть заключается в том, что деньги придется тратить не на спортшколу, в целом, и адресно – на каждого учащегося ребенка.

Подчеркивается, что существующая система передачи средств в ДЮСШ не является социально справедливой. "Теперь, как работает система? Например, власти города, где есть три ДЮСШ, существует легенда, 1,5 миллиона гривен в спорте, а чиновники дают каждому из ДЮСШ 500 тысяч гривен. Но, предположим, что ваша дочь хочет заниматься художественная гимнастика, и вид спорта, в ДЮСШ не культивируется. В то же время, местный Совет деньги налогоплательщиков финансирует только эти три школы. Где тут социальная справедливость?", объясняет, Кошевой.

"Эти ДЮСШ не доказал полезности своего продукта. Они должны научиться формировать продукт, понять его рыночной стоимости, и стоимость затрат, чтобы работать на устранение издержек и думать о клиентоориентированности. В результате, вы научитесь работать уже много лет работают спортивные клубы, которые не сформировались в руинах старой системы, и, начиная с нуля, без участия государства", - отметил он.

По мнению специалиста, необходимо выбрать потребителя: "Если вы хотите отдать ребенка в частный клуб, это означает, что часть бюджета, которая приходится на ребенка, не пройдя через их руки, автоматически переходит в спортивный клуб. В этом случае, в выборе продукта будет участвовать потребитель, а не чиновник, который не проверяет спрос на рынке, качество обслуживания, и, часто, просто дает деньги, к кому он привык их давать. Это, в свою очередь, вызовет интерес предпринимателей, которые понимают, что гарантирует, что получают средства за то, что привели в свою спортшколу детей. В итоге, бюджет не необходимо будет включать в себя инфраструктуру, не нужно платить зарплату. Не увеличивая количество денег, которые мы получаем от качества. Была образована на рынке спорта высших достижений и рынке спортивные услуги в массовый спорт. Будем решать вопрос привлечения финансовых ресурсов в спортивной индустрии", - объяснил суть реформы Кошевой.

В Министерстве идею этой реформы в целом являются положительными, но не считают целесообразным ввести радикальные изменения. "Я думаю, что это было бы ошибкой, - говорит Гоцул. – Реформа вызовет большой стресс, и, возможно, социального взрыва. Чтобы предотвратить это, мы в ноябре готовим большое мероприятие, с участием маркетологической группы, где привлечем руководителей спортивных подразделений из городов, регионов, областей, руководителей национальных федераций, так и на региональном уровне, президенты клубов, руководители спортивных школ. Надо показать им, что возможен и другой системы спорта, другой системы отношений, можно по-другому мыслить, не принимая во внимание, что спорт-все должны".

"Ни одна реформа, которая проводится через колено, не может быть успешным", - подчеркивает он.

Будущее реформы

Прогнозы на введение полного спорт-реформа или некоторые законы, ни Кошевой, ни Гоцул не дают. По словам министра, в 2015 году в Раду был передан ряд законопроектов. Тем не менее, ни один из них до сих пор не превратился в закон.

Руководитель спортивной Федерации права немного более оптимистично, но уже ожидает оппозиции по реформе чиновников разных уровней. "В 20-х числах июня проект закона был официально представлен в Верховную Раду группа депутатов, и в настоящее время находится в процессе пересмотра. У нас уже состоялось первое обсуждение в начале сентября – даже не в Комитет, а просто в кругу заинтересованных лиц и экспертов. Самое главное, что мы смогли – сделать обсуждение по существу. Ранее, все говорят, что нужно больше денег, но никто не ответил", - говорит Кошевой.

По его мнению, такая длинная рассмотрение проект закона, связанного с тем, что спорт находится на периферии государственных интересов. В результате, депутаты не спешат вводить радикальных изменений в области спорта, все время оставляя на потом.

Таким образом, все действия и жаркие речи о необходимости замены прогнившей постсоветской системы спорта в Украине пока не дает плоды – детской-юношеской школы по-прежнему приходят в упадок, участие детей в спорте, уменьшается, и, следовательно, нет оснований говорить, что на Олимпийских играх в 2020 году Украина лучше действовать, чем в Рио-де-Жанейро.

Алексей Игнатенко



Категория: Спорт


Спонсор

Спонсор

Спонсор

Тут ваша реклама