Из Китая в Украину: новый Шелковый путь
Опубликованно 05.10.2016 06:45

Экономические отношения Украины с Китаем в последние годы находились в тени сближения с Европой и торговую войну, Российской Федерации. Между тем, Поднебесная, которая еще в 2013 году рынок для Украины был, по важности сопоставимые с Египтом или Польша, в 2016 году находится на втором месте в мире после импорта украинской продукции. И хотя объем экспорта в денежном выражении снизилась из-за неблагоприятной цене на мировых рынках, Китай в 2015 году стал крупнейшим потребителем украинской сельскохозяйственной продукции. И это особенно важно на фоне потери традиционных рынков сбыта - СНГ.
Китайская экономика, демонстрировавшая экономический рост на уровне более 10% в год в последние десятилетия растет темпами ниже 7%. На фоне замедления руководства страны на поиск путей перехода от экспортно-ориентированной промышленной экономики к модели роста, основанной на внутреннее потребление и услуги.
В 2013 году президент Китая Си Цзиньпин масштабный проект "объявила поясу, один путь", который с легкой руки СМИ после нового Шелкового пути. В рамках Западной части Китая связан амбициозный железнодорожное сообщение с Центральной Азией, и через них должен быть - с Центральной Азией и Европой. Кроме того, проект создания портовой инфраструктуры предусматривает, в сочетании с железнодорожных путей.
Для строительства Шелкового пути Китай и Азиатский Банк создал инфраструктуру-инвестиции, финансирование соответствующих проектов.
Желание руководства Поднебесной поэт связать страну с Европой, но и постоянная необходимость в большом количестве пищи Китай делает одним из важнейших партнеров Украины.

"Доля Украины в объемах ежегодного импорта КНР занимает 0,18%, а украинские фермеры используют свои возможности на китайском рынке на 7,5%. Перспективы безграничны. Кроме того, если учесть, что европейские рынки не в состоянии, значительные объемы сельскохозяйственной продукции из Украины, Китай два года подряд уверенно бренд первым рынком сбыта для этих продуктов держит", - отметил исполнительный директор Китайской торговой ассоциации (КТА) Руслан Осипенко.
В то же время, инициатива Шелкового пути Украине дает техническую возможность обходить ограничения Россией транзита в страны Центральной Азии. При поддержке Китая 15. Январе этого года Украина получила первый тест-грузовой поезд в обход РФ в Казахстан через Азербайджан и Грузию.
На данный момент маршрут не пользуется большим спросом у перевозчиков из-за относительно высокой стоимости, но Украина ведет переговоры с КНР об оптимизации тарифной политики.
"На сегодняшний день одна из наших главных задач – оптимизация Шелкового пути. Кроме того, на повестке дня вопрос о снижении стоимости перевозки как контейнерных грузов, так и перевозки отправлений. Качественный вариант при активной работе в самых важных направлений для нас выглядит так: до конца 2016 года на 15% расходы на логистику и на 10% – время движения поездов по пути уменьшения", - подчеркнул экс-заместитель министра аграрной политики и продовольствия Владислава Рутицкая.
Таким образом, Китай может стать стратегическим партнером Украины, в состоянии выхода из Российской транзитной блокады И как ни парадоксально - на основе взаимной выгоды.
Когда Украина интерес к Китай
Особенно географическое положение Украины делает ее чрезвычайно перспективным транзитным хабом. Главным препятствием здесь неразвитая инфраструктура.
В связи с этим, договорились Украина и Китай, разработать дорожную карту совместных инфраструктурных проектов, которые в среднесрочной перспективе значительно повысить транзитный потенциал нашей страны.

"В рамках Межправительственной комиссии мы рассматриваем инфраструктурные проекты, которые нужно подготовить вместе с экономикой, возможности для государства Украины не только транзитом, но и как государство, которое может сказал вам высокое качество услуг с логистической точки зрения", министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко.
Второй важный фактор привлекательности для Украины соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Импорт в ЕС китайской продукции на 300 миллиардов долларов в год, а объемы растут. Значительная часть коммерческих потоки могут быть направлены через Украину. Кроме того, китайская компания, надежды на Европейский рынок, могут быть заинтересованы в строительстве производственных мощностей на территории Украины, поскольку наша страна преференциальными условиями экспорта в ЕС пользуется.
Однако, серьезным препятствием на пути китайских инвестиций отрицательное регулирующее поле, а также военные действия на Востоке страны остается.
"Уровень инвестиционной привлекательности Украины для КНР решения в стране будет увеличиваться вопросам обеспечения надежной защиты китайских инвестиций, собственности и жизни китайских инвесторов. В то время как это не происходит в полном объеме в силу объективных и субъективных обстоятельств. Бесспорно, важно урегулированию ситуации на Востоке Украины остается", - подчеркивает исполнительный директор КТА.
Третий же фактор привлекательности Украины для Китая свой аграрный потенциал. В Китае из-за огромного количества населения крайне зависит от поставок продовольствия. Основным поставщиком сельскохозяйственной продукции в Китай является США, однако руководство КНР стремится к диверсификации поставок и снижения зависимости.
Только в 2015 году поставки украинских продуктов в Китай вырос на 6 раз, и Украина США и стала крупнейшим поставщиком кукурузы в Поднебесной.

Однако, по словам Осипенко, окно возможностей для нашей страны будет закрыт.
"Сельскохозяйственная продукция из Украины будет работать еще некоторое время востребованы на рынке КНР, но в стране программу по продовольственной безопасности, и это означает, что окно возможностей будет постепенно уменьшаться", - сказал эксперт.
Однако диверсификация-это зависимость от импорта продовольствия для страны с населением более 1,3 миллиарда человек является чрезвычайно сложной задачей, что логично, Украины и Китая приводит к общему знаменателю - развитие Шелкового пути.
Торговые перспективы
Традиционно экономические отношения Украины и Китая поставить руководство нашей страны на трассе, поскольку внешней экономической политики в годы независимости лавирование между Европой и странами СНГ.
Учитывая резкие изменения географической структуры украинского экспорта, наши чиновники не сразу ориентируется.
"У нас есть шанс, быстрое развитие великого Шелкового пути" - в сердцах источник в правительстве Украины сказал.
Однако по итогам заседания Украинско-китайской Межправительственной комиссии в сентябре этого года перспективы торгово-экономического сотрудничества между двумя странами выглядят более чем радужно.
"За Украину, Китай является одним из важнейших стратегических партнеров среди стран мира, поэтому торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве между двумя странами особое значение это заплатили,. По итогам 2015 года КНР занимает второе место по объему товарооборота Украины со странами мира (6,17 миллиарда долларов). Экспорт украинских товаров в Китай составил 2,4 млрд долларов США", - заявил торговый представитель Украины Наталья Микольская.
По ее словам, Народная Республика Китай является огромным рынком сбыта для украинских предприятий, высокотехнологичные продукты и высокое качество продукции АПК. В то же время, укрепление двусторонних связей между предприятиями возможно также через сотрудничество в сфере услуг, в частности IT.

"Украина как один из ведущих разработчиков программного обеспечения в мире имеет большой потенциал продаж в Китае ИТ-услуг. Объединение усилий двух стран в этом направлении (со стороны Украины - software, со стороны Китая - оборудования) может привести к созданию совместного высококачественной и конкурентоспособной продукции", - сказала Микольская.
В то же время, по мнению Осипенко, увеличить товарооборот между странами укрепляются конкурентоспособной промышленности должны улучшить сотрудничество в сфере коммуникаций, логистики, инфраструктуры, возобновляемые источники энергии, Машиностроение, финансовый сектор.
При этом исполнительный директор КТА отметила, что сотрудничество Украины с Китаем в рамках Шелкового пути является одним из редких возможностей для реализации действительно крупных инфраструктурных проектов, которые являются основой для развития торговли.
"Инициатива Шелкового пути имеет основные принципы, на которых он основан. Страны, которые связывают себя с нею, необходимо разделить. В частности, для реализации прямого инфраструктурных проектов на территории Украины, мы должны координировать свою политику с китайской Народной Республикой, непрерывность торговли, свободного движения капиталов. Только после этого строительство инфраструктуры и укрепление близости между народами двух стран", - подчеркнул эксперт.
Как бы то ни было, Китай, компенсируются исходя из размеров рынка и стратегических интересов, не на словах, а на деле основных рынков сбыта Украины - России и СНГ.
Поскольку китайская Народная Республика заинтересована рынок в Европе, Россия по определению не может стать надежным партнером Китая в рамках Шелкового пути, хотя Северный сосед и пытается подписать соглашение о развитии торгово-маршруты по региону.
В условиях замедления экономического роста Китай активно двигается в направлении перформатирования торгово-промышленных отношений в Евразии. Украина имеет возможность стать одним из крупнейших бенефициаров китайской экономической экспансии.
Максим Шевченко
Категория: Финансы


