Шевки Аджунер: Отбросьте популизм и будьте решительнее в реформах
Опубликованно 05.10.2016 06:46

Европейский Банк реконструкции и развития имеет 25-летний юбилей своей деятельности. Основанная в 1991 году, он стал одним из крупнейших и наиболее авторитетных финансовых учреждений в Европе. Банк, со штаб-квартирой в Лондоне, предоставляет кредиты как для коммерческих проектов в частном секторе, так и среди институциональных реформ в более чем 30 странах Европы, Ближнего Востока, Центральной Азии. Объем финансирования составляет десять миллиардов евро в год, которые идут на повышение уровня жизни граждан, развитие экономики и государственного управления.
В Украине ЕБРР работает с 1992 года. За это время общий объем кредитов превысил 12 миллиардов евро в рамках 368 проектов. Это примерно четверть от общего объема прямых иностранных инвестиций, по Украине от частных инвесторов за все время независимости. Причем эти значения могут быть значительно увеличены, в случае успеха государственных реформ и положительных изменений в экономике и в социальной сфере.
Как ЕБРР оценивает текущую экономическую ситуацию в Украине, какие планы строит на будущее и рекомендует какие задачи решают органы власти, в интервью УНИАН, заявил глава представительства ЕБРР в Украине Шевки Аджунер.
ЕБРР как один из основных финансовых партнеров Украины доволен результатами работы правительства?
Безусловно, Украина еще переживает момент истины. Открывает окно возможностей, инвесторам позитивный сигнал отправлен. И этот сигнал записан. После перерыва мы видим оживление деловой активности.
В пользу Украины только возобновление сотрудничества с МВФ не говорит. Мы приветствуем принятие закона о национальной комиссии по регулированию рынка электроэнергетики и коммунальных услуг. В первом чтении одобрен законопроект о рынке электроэнергетики. Мы приветствуем ряд решений правительства и парламента в области приватизации. Это - хорошо. И я надеюсь, что это естественный результат этой работы будет приток ПИИ и экономическим ростом, на которые уповает правительство.
Вы будете пересматривать макропрогнозы по Украине в сторону улучшения?
Мы пристать к каким-то отдельным событиям в Украине. Мы делаем прогнозы для всех стран-партнеров один раз в год, и Украина - не исключение. Ваши прогнозы, которые мы выпускаем, наверное, в ноябре. Наш текущий прогноз - рост ВВП на 2% в текущем и 2% в 2017 году.
Как вы оцениваете проект бюджета на 2017 год? Документ фактически закрепляет положительную динамику второй половины 2016 года?
Мы не видели документ, но как только вы его обязательно показывают наши экономисты. Себя как представительство, важно дать объективную оценку наработок правительства.
Но вы ведь знаете, что кабинет министров закладывает в качестве важного макропоказателя рост ВВП в 2017 году на 3%. Это достижимый ориентир, если учесть, что ожидаемое общее в 2016 году - не более 1%?
Многое зависит не от цифр, а от того, насколько успешны реформы и изменения в стране. Важно, как будет приватизация, она будет прозрачной. Если экономические процессы являются позитивными, то рост будет заметен.
Мы также ожидаем, что это будет эффективно и недавно созданный инвестиционный Совет. Мы обсудили с господином ложкиным (глава Совета - УНИАН) концепция работы этого органа, и если все будет реализовано как задумано, то результаты будут.
Не раз, потому что уже подчеркивает: Украина имеет большой потенциал и большие возможности. Их преимущества - качество рабочей силы, технологические позиции, инженерных, сельскохозяйственных, логистических, фармацевтических возможностей. И теперь вопрос о том, чтобы ряд мер убеждения, с которыми уверенность в инвесторов в том, что Украина - это действительно место, где вы должны инвестировать.
Но пока все инвесторы говорят, что Украина нуждается в реформах. Международные финансовые институты также обсуждение реформы. И какие реформы нужны?
В основном все эти реформы, над которыми работает правительство берется. Это и верховенство права, борьба с коррупцией и снижение бюрократических барьеров для бизнеса, реформы государственного управления, пенсионной реформы. Почему нужна реформа госуправления? Потому что это является ключевым элементом борьбы с коррупцией. Зачем нужна пенсионная реформа? Потому что это будет выровнять, годами существующие социальные потрясения и скоропалительных высасывание ресурсов из экономики, как налогоплательщика.
А вы видите прогресс в этих областях?
Скажем так: мы стараемся вместе с вами на него. В ближайшие дни мы запускаем новую программу консультирования со стороны местных властей. Работа финансируется за счет донорских средств ряда государств и Европейского Союза.
Мы планируем организовать две группы советников премьер-министра и президента. Маршрут Лешек Бальцерович (экс-глава правительства Польши, руководитель группы советников при премьер Владимире Гройсмане - УНИАН), другую - Иван Миклош (экс-вице-премьер правительства Словакии, сопредседатель группы советников при премьер Владимире Гройсмане - УНИАН).
И третий компонент: запуск офиса продвижение и сопровождение реформ. Он будет под руководством Кабинета министров, а курировать его работу будет, вероятно, вице-премьер-министр по вопросам Европейской интеграции.
Я правильно понимаю, что речь идет о другой консультативного Совета программы, дополнительные группы консультантов. Это будет продолжением уже существующей практики консультирования органов власти или ЕБРР готовит новую программу?
Что-то новое, что-то добавляется из уже полученного опыта. Новые люди, которые способны приходить определенные моменты передать, особенно в части государственного управления. В самом деле, мы говорим несколько команд для ряда уровней управления с определенным набором функций и целей.
Новая программа, вероятно, будет одним из приоритетов для 2017 год. Какие обычно вы ставите перед собой цели на ближайшие месяцы?
История отношений Украины и ЕБРР не просто история выполнения некоторых проектов. Это уже личные и профессиональные отношения, взаимное доверие и повседневные контакты. Очевидно, что для нас все, над чем мы работаем, уже приоритет. И в 2017 году мы будем продолжать эту практику: будет продолжать оказывать поддержку сельскохозяйственных и логистических проектов, взять на себя финансирование проектов в области энергоэффективности, причем в разных аспектах. Мы заинтересованы в развитии «зеленой» энергетики, поддержка финансового сектора, финансирование программ для малого и среднего бизнеса. Более того, мы усилим команду, которая сейчас работает для малого и среднего бизнеса, попытаться увеличить объем финансирования в этой сфере, расширяют спектр проектов и спектр регионов, которые могут участвовать в программах.
Мы заинтересованы в проектах по развитию банковского сектора, поддержка экспортно-ориентированных отраслях. Мы будем продолжать работу по реформированию энергетического сектора и в частности «Нафтогаза». Мы также планируем для 2017 году два крупных и несколько небольших проектов для развития предприятий муниципального транспорта.
Но не менее важно и участие ЕБРР в институциональной трансформации. Как я уже сказал, мы реформу государственного управления движемся активизировать на всех уровнях и сотрудничество в сфере реформы управления государственными предприятиями.
Вы упомянули «Нафтогаза». Как оцениваете ситуацию вокруг компании сегодня?
Говоря о «Нафтогаза», мы должны понимать, что говорить осторожно. Компания находится в Стокгольмский арбитраж в очень трудном споре (с российского газового монополиста «Газпрома» - УНИАН). Но из того, что мы комментируем, должен признать: ситуация вокруг НАК не стабилизируется.
Мы хорошо развитая программа для выделения кредита в размере 300 миллионов евро для закупки газа. Госхолдинг выбрал почти полностью вторую часть возобновляемые кредитные линии на этот год, еще чуть более 30 миллионов евро. Мы в целом довольны финансового сотрудничества и поездки к реформе общества.
Рассмотреть перспективы вхождения госбанков в качестве акционера?
Рассмотрим, но временных рамок не установлено. Все зависит от работы банковской системы, от политики Нацбанка в части либерализации рынка. Это (вхождение в Акционерный капитал может возникнуть банков - УНИАН) в среднесрочной перспективе, возможно, на горизонте 2017-2018 годов.
И Приватизации? Вы готовы войти в состав акционеров какие-либо активы? В свое время речь шла о том, что ЕБРР может войти в состав акционеров Одесского припортового завода...
Да, мы также не исключаем. В случае проведения прозрачных конкурсов и интерес инвесторов в том, что ЕБРР пошел с ними в состав акционеров актива, - почему бы и нет. И речь идет не только о ОПЗ, объектов энергетики могут также быть интересны. Но я повторяю, здесь вопрос не столько в нашем желании, как Банк, как в условиях продажи и заинтересовать потенциального покупателя.

Расскажите подробно о проектах в малом и среднем бизнесе. Что вы планируете в этой области? Шарф тест кредитные линии непосредственно бизнес-единиц?
У нас нет механизма для прямого кредитования МСП, но мы стараемся вести проекты в этой области через коммерческие банки. У нас должны быть реализованы программы консультативной поддержки МСП на 40 млн евро по линии ЕС. В рамках этой программы в ноябре и декабре мы планируем открытие двух офисов для поддержки малого и среднего бизнеса - в Харькове и Одессе. 15 информационных агентств, которые непосредственно не связанные с ЕБРР, но Банк консультирование для этих центров будет. будет еще
Есть также планы по другим программам для малого и среднего бизнеса на ближайшие 4-5 лет, но пока они не зависят от того, как это работает в экономике в целом.
Что касается бюджетов проектов - какая сумма финансирования на 2017 год ставит?
Мы надеемся, что нам удастся снова увеличить годовой объем финансирования проектов в размере 1 млрд. евро.
Есть факторы, которые спуске наоборот вынуждены пересмотреть объемы кредитования в сторону?
Нарушения в приватизации. Именно приватизация значений будет теперь показателем интереса инвесторов, а также заинтересованность властей в реальной продажи активов и привлечения средств, новые технологии и стандарты корпоративного управления, чтобы настроить.
Бесспорно, провал в антикоррупцинной политики и торможения судебной реформы может дать повод усомниться в намерениях властей. Если будут допущены недостатки в этих областях, безусловно, в стране отменить.
Конфликт на Востоке - фактор торможения реформ, это может оправдать провалы?
Очевидно, что ситуация на Востоке Украины - непредсказуемые истории. Решение конфликта требует усилия многих людей и разрешение многих сопутствующих трудностей. Выполнение минских соглашений в этом контексте играла и играет важную роль.
Конечно, тот факт, что страна является очагом напряженности, снижает доверие инвесторов. Инвестор-это ведь люди, которые регулярно смотрят Новости. И если вы видите огонь, который не придет в страну. Заголовки характеризуют ваше поведение.
Тем не менее, я не считаю, что наличие конфликта должна остановить превращение. Нельзя сказать, что война не остановит реформы. Понятно, что он берет ресурсы, в частности финансовые. Но это не оправдание для отсутствия прогресса. Международное сообщество смотрит и ждет, как украинцы смогут реформа государственного управления или пенсионной реформы в условиях войны является сложной задачей, но это возможно.
Вы согласны с мнением, что инвесторы сейчас, когда они приезжают в Украину, то только в качестве сырьевого экспорта в стране?
Сырье способы интересны, но важны и технологии. Компании, которые приходят, видимо, о сырье на самом деле технологии приносят новые стандарты для управления, новое видение участия государства. Я скажу еще больше: если раньше мы действительно праздновали интерес преимущественно, скажем, на зерно, которое сейчас видим интерес к энергетике. Еще год назад этого не было.
И что они говорят об интересе со стороны менеджера. Вы являетесь членом Номинационного комитета при Министерстве экономического развития, в поиске и выборе лиц, которые претендуют на должности в ключевых государственных предприятий. Они считают, что украинские государственные гиганты интересно стареть администратора?
Да, люди с опытом и знаниями интересуются украинскими компаниями. И они не только вопрос денег, хотя это важный фактор. Возможность управлять и зарабатывать менеджер привлекает. Я думаю, что опыт «Укрпошты» или «uz» - не случайно. В дальнейшем мы увидим, конечно, принять новые лица, которые готовы неординарные решения и довести неповоротливые госактивы эффективно в компании государству миллиардные доходы.
Сегодня в Украине модно государственные чиновники дают ориентиры на будущее, поставить определенный набор задач, выполнение которых будет ключом к поддержанию позиции, двигаться по карьерной лестнице. Какие рекомендации вы бы украинским властям в ближайшее время?
Бросьте популизм и будь решителен в реформах, повышайте уровень жизни простых людей, но они при этом теряют связи друг с другом. Должны президент, правительство, парламент работать в команде. Если она может быть конструктивной работе, Окружающая среда меняется, и многие проблемы и преодолеть трудности.
Олеся Сафронова (УНИАН)
Категория: Финансы


