Хастед: высокое качество преподавания важнее результатов ЕГЭ
Опубликованно 05.10.2016 13:30
Накануне Второй международной конференции "Использование результатов исследования качества образования – проблемы и перспективы", который пройдет в МИА "Россия сегодня", 29-30 сентября, директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA) Дирк Хастед сказал корреспонденту РИА новости Антон Звереву на сильные и слабые стороны русской школы.
– Как вы оцениваете российскую систему образования с точки зрения качества преподавания? Если создаются внутри этой системы условий, которые позволяют готовить конкурентоспособных специалистов на международном рынке труда?
– Результаты "сравнительного Международного мониторинга качества исследования математических и естественных наук образование" (TIMSS) и "Исследование качества чтения и понимания текста" (PIRNA), который проводит Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA), свидетельствуют о высоком уровне подготовки российских студентов. Так, по итогам мониторинга TIMSS за 2011 год Российская Федерация вошла в десятку стран успеваемости учащихся четвертых и восьмых классов, а также в группе из девяти стран с положительными результатами. С 2007 по 2011 г. результаты третьей среднем выросли для всех четырех уровней подготовки, от самой низкой до самой высокой.
Результаты исследования TIMSS свидетельствуют, кроме того, что особенно высокая успеваемость среди российских восьмиклассников алгебра. Еще один интересный выход мониторинга 2011 года стало то, что при оценке успеваемости по математике, для некоторых видов познавательной деятельности, как "знание", "применение" и "рассуждения", русские, ученики четвертого получили самый высокий рейтинг для "рассуждения", а в подготовке учащихся восьмых классов преобладают репродуктивные задачи, ориентированные на обучение.
Естественнонаучная часть теста TIMSS за 2011 год показал, что россияне восьмой высокие по химии, затем по физике, и сегодня в географии и биологии.
– Выводы зависят от мировых лидеров поучительно, несмотря на то, что каждая страна имеет шасси значений. На Ваш взгляд, если наш российский единый государственный экзамен продвинутого развития международный опыт?
– Во всем мире пытаются разработать свои системы образования. С этой целью, для оценки успеваемости студентов используется новые испытания. Анализ же результатов вышеупомянутых проектов, TIMSS и ПИРНА дает возможность странам-членам принимать важные решения в области повышения качества преподавания и обучения в области математики, естественных наук и чтения. В этом смысле Российская Федерация является, безусловно, целесообразно, мир, лучшие практики.
Параллельно, во многих странах наблюдается тенденция к централизации и стандартизации школьных экзаменов, что имеет целью сделать оценку знаний и навыков, ребята, более точным и справедливым. Таким образом, и здесь, предпринятые в России меры, а также в соответствии с изменениями, которые происходят во всем мире, и они соответствуют передовой практике.
– Другой вопрос – насколько достоверно результаты "внутреннего" тестирования отражают качество образования? Можно ли считать эти результаты целевой индикатор реализации студента или выпускника?
– Качество образования – сложное понятие. Еще более трудно измерить это качество. Во-первых, необходимо учитывать, что что такое качество образования в стране, поскольку цели и акценты могут различаться, в зависимости от его политических, географических, культурных и других "координат". В некоторых странах, приоритет отдается достижению всех студентов определенного уровня знаний и способностей во всех сферах образования и равные возможности. Другие страны больше заинтересованы в учащихся специализированных школ для более узкого профилей или в подготовке студентов с прицелом на определенный сегмент рынка труда.
Когда, с принятием новых целей устойчивого развития оон наметилась тенденция для оценки не только возможность получить образование, как это было по программе "Цели развития тысячелетия", но и результат. В этом смысле, проведение единый государственный экзамен идет в соответствии с последними тенденциями в области измерения качества образования.
Потому что образование, по определению, включает в себя широкий спектр областей знаний, единый государственный экзамен не может покрыть всех ее аспектах. Тем не менее, проведение теста – один из основных способов измерения качества образования. Вместе, вновь повторяю, с "приложений" в этом случае, международные исследования, такие как TIMSS и ПИРЫ, а также неформальные и социологических опросов и тестов.
Наконец, в оценке успеваемости по результатам экзамена существует риск чрезмерной концентрации на результатах. То есть, в основном, для студентов, учителей и школ не становится преподавания и изучения материала, но и гарантировать хорошие показатели конечного тестирования. Следовательно, необходимо учитывать действие этого фактора, приоритет все-таки была посвящена обеспечить высокое качество преподавания. Но я уверен, что те, кто занимается этими темами в Российской Федерации, обратить внимание на эту проблему.
– Обучение базовым знаниям – одна из главных задач учителя. Тем не менее, сегодня все больше внимания уделяется развитию детей смекалки, фантазии. Связано каким-то образом способность решения творческих процессов, которая оценивается с помощью таких тестов, как ПИЗА, с традиционным "люди действия", которые каждый преподаватель оценивает индивидуально, хотя часто по формальным причинам?
– Видите ли, в процессе испытания TIMSS Международной ассоциации по оценке образовательных достижений оцениваются различные виды познавательной деятельности. А именно: знание, применение и рассуждение. Понятно, что решение задач играет центральную роль в отношении "применения" знаний, так и в повседневной деятельности или при решении головоломки, абстрактные математические. И все это, конечно, тоже творчество, основой для которого нужны знания, так как много понятий восторжествует студент, тем больше шансов "выиграть" задача. Нужно сказать, что изучение таких предметов, как математика способствует развитию способности решать проблемы, в результате чего необходимость проявлять упорство и настойчивость. Так, во всяком случае, что касается этой дисциплины, я не вижу противоречий. Да и многолетние итоги тестирования TIMSS для восьмого класса, где акцент сместился от обладания знаниями к их применению, неопровержимо убежден: лучше студенты разработали навыки решения проблем, тем выше их успеваемость. В самом деле, навыки решения проблем (и не только математики), конечно, связано с общей оценки.
Кстати, учитывая, что мы говорим о творчестве детей, замечу: новый цикл TIMSS будет организован специальный компьютерный тест eTIMSS для оценки умений студентов. В связи с этим, МЭА разработало процесс, который позволяют измерить навыки учащихся в области решения проблем и анализа данных. Некоторые из этих мероприятий копируют именно случайные эксперименты, которые проводятся в лабораториях, школьных учителей естественных наук. В ожидании результатов этого нового цикла тестирования.
– Насколько, как Вы считаете, предписывающий подход к построению системы образования и ее функционирования по принципу "сверху-вниз", помогают обеспечить высокую успеваемость учащихся? Если страны с высоким административное давление на учителей, чтобы следовать примеру Финляндии и освободить школы от бюрократии?
– Ну, и, конечно, Финляндии – образец для подражания относительно реформы школьного образования, переход от традиционной системы с высокой степенью централизации к децентрализованной системы, в которой акцент делается на формирование преподавательского состава. Финским учителям предоставляется значительная свобода в отношении адаптации учебной программы, голосов. Политика государства направлена на создание условий, позволяющих индивидуализировать образовательный процесс.
Однако необходимо учитывать, что в Финляндии сложились некоторые обстоятельства, чтобы расширить где реформы, которые могут отсутствовать в других странах, что, в свою очередь, делает резервную копию финский опыт, невозможно. Так, например, население Финляндии составляет около 5,5 миллионов человек, 1,5 миллиона из них живут в столичном регионе. Я бы повторил Свой вопрос, могу ли я, заключается в следующем: чему учит опыт Финляндии? Это является целью исследования нашей ассоциации. Мы стремимся предоставить участвуют страны возможность сравнить их образовательной системы с другими и учиться на их опыте.
От исследования МЭА, а также развернутые "энциклопедии", опубликованные после TIMSS и ПИРНА, вы можете получить больше информации на студентов, учителей и школ, который проливает свет на следующие вопросы: как формируется резюме? Насколько хорошо оснащены школы и тщательно подготовленных учителей? Как студенты в школе, и если они думают, что взрослые наставники заботиться о них? Изучая опыт стран с высокой эффективности, в странах с низким кпд могут пересмотреть свой подход, разработка новых стратегий развития системы образования.
В конечном счете, каждое государство-участник наших проектов необходимо выработать наиболее подходящий для него образовательной политики с учетом своей специфики, культуры и истории. Из опыта других стран, вы можете не только узнать, но просто скопировать систему образования другой страны, что это не возможно.
Категория: Интернет