Противоречивая история: почему памятники так будоражат общество
Опубликованно 19.10.2016 07:52
Анна Кочарова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В пятницу, в орле был открыт памятник царю Ивану грозному. В тот же день, в царском селе, во дворе музейного комплекса, была установлена мемориальная доска маршалу Чарльз Маннергейму. Перед его демонтировали здание Военно-инженерный университет санкт-Петербург.
Противоречивые реакции вызвал рисунок маршал — недовольные горожане не раз была пролита на доске краской и попытался повредить. Одновременно в Москве в полном разгаре строительство памятника князю Владимиру. Князь Владимир
Появление некоторых памятников вызывает бурное обсуждение в обществе, и в профессиональных спорах, и — часто — протесты градозащитников. В чем причина? Почему мертвые так возбуждают умы живых?
Появление все нового памятника не остается незамеченным. Причин может быть несколько: эстетика (из серии нравится — не нравится) до идеологических (почему этот рисунок).
Есть еще один аспект: жители города зачастую не готовы к ежедневным встречам с эти творения, действительно, многие скульпторы и правда страдают гигантоманией. Макет памятника Иосифу Бродскому работы скульптора Георгия Франгуляна
Маленькие и работы не вызывают особых нареканий. В Москве это было, например, памятник Булату Окуджаве на Арбате (скульптора Георгия Франгуляна), которые хорошо вписываются в пространство прохода. Работа того же скульптора — памятник Иосифу Бродскому — появилась в непосредственной близости от кудринской площади. И даже скульптура Михаила Шемякина "Дети-жертвы пороков взрослых" воссоздает спокойное отношение, хотя творчество художника многим может прийтись не по вкусу.
Но когда речь идет о крупных проектах, общественность не может оставаться равнодушным. Памятник петру I-это видно в Москве, с многих точек в центре. Это ее высота (98 метров) смущала противников появление памятника работы Церетели в Москве. Кстати, припоминали и то, что царь не любит, особенно древней столицы. Однако, несмотря на возражения, Камень в Москве "встал".
Бунт общественности оказался более эффективным, когда он пришел на появление гигантского 12-метрового примуса на патриарших прудах Москвы. Таким образом, скульптор Александр Руковишников хотел увековечить память Михаила Булгакова и романа "Мастер и Маргарита". Вверх жители района добились того, что пруд остался только пруд с аллеями вокруг.
Нарекания относительно новый памятник князю Владимиру скульптора Салавата Щербакова были связаны и его размеров (первоначально 24 метров) и место — воробьевы горы. В результате протестов экспертов, в том числе геодезистов, и общественности памятник уменьшился и переехал в Боровицкую площадь. Модель памятника великому князю владимиру, который планируют установить на воробьевых горах в Москве
Но как, начиная с 1990 года, это место включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО, изменения Боровицкой площади должны быть совместимы с этой организацией охранной организации. В начале этого года в Москве, пришел заместитель Генерального директора ЮНЕСКО Франческо
Бандарин — он слушает все "за" и "против" установки памятника.
В частности, российское сообщество экспертов опубликовала открытое письмо премьеру Медведеву, который заявил, что многометровая скульптура, будет несовместима с уже созданной вместе.
Однако, по словам Владислава Кононова, исполнительный директор Российского военно-исторического общества, которое начало строительство памятника, некоторые изменения в первоначальный проект были внесены изменения. В частности, памятник "опустил" — теперь его высота составляет около 20 метров (с постаментом). "Дополнительные требования ЮНЕСКО не поступало, и мы считаем, что вопрос закрыт", - сказал Кононов в интервью РИА новости.
Судя по опросам общественного мнения, который состоялся летом 2015 года, когда известно только о планах установки памятника князю Владимиру, большинство москвичей не возражают против появления этой скульптуры. По данным Левада-центра, "за" тогда высказались 64% респондентов.
"Любая яркая историческая фигура вызывает меньше дискуссий, отмечает Владислав Кононов. История должна рассматриваться объективно.
Памятник является слово "память", не от слова "хорошо" или "плохо", - подчеркивает историк.
Ему возражает Александр Голубев, руководитель Центра по изучению отечественной культуры Института российской истории РАН. "У нас нет консенсуса, исторических деятелей заслуживают памятник, а что — нет. Наше историческое сознание фрагментарно".
"Конечно, надо знать свою историю, но почему бы не поставить бюст, в целом Власову, который также является частью нашей истории?— сказал Голубев в интервью РИА новости Он нуждается в критерии, который это очень трудно. Может быть, это следующий критерий: больше пользы или больше вреда принес герой своей родины. Если добро побеждает зло-это то".
Однако жизнь редко делится на "черный" и "белый". Историк приводит пример открытый в Орел, памятник Иван Грозный, появление которого, кстати, поддержали почти 73% жителей города.
"Иван Грозный, — сказал Александр Голубев, создатель нашего государства, первого короля, когда выяснилось, что типография и судебник, было много больших достижений. Но в то же время, период его правления-это опричнина. Памятник происходит, когда нет серьезных сомнений относительно фигуры", - заключает историк.
Категория: Культура