Дана Джонсон: ни один детдом не может быть лучше хорошей семьи
Опубликованно 06.11.2016 06:27

Евгения Минеева ("Обнаженные сердца"), специально для проекта "Жизнь без границ"
В работе V Международного форума "Каждый ребенок достоин семьи", который прошел в конце октября в Москве, принял участие dr. Dana johnson), профессор кафедры неонатологии и педиатрии университета Миннесота (США) и один из ведущих мировых специалистов в области педиатрии принятия. Он поделился с проектом "Жизнь без границ" показов русских в интернат, и говорил о влиянии пребывания детей в закрытом учреждении на развитие.
- Расскажите, пожалуйста, что именно происходит с развитием ребенка, что входит в дом ребенка, и о своем исследовании, издание которого в России готовит фонд "Обнаженные сердца"?
— Если совсем коротко, ничего хорошего для ребенка и его развития не возникает. Я сейчас говорю о детях, которые находятся в данном учреждении, вскоре после рождения и проводят там первые годы жизни. В этом случае страдают все, без исключения, области развития: коммуникация, усвоения информации и даже моторика. При длительном нахождении вне семьи, последствия могут быть необратимыми.
Вывести ребенка в семье это никогда не слишком поздно, исправить ситуацию, в любом случае. Но риск нарушений психического здоровья возрастает, если после рождения ребенок проходит от 6 месяцев и более вне семьи. Нахождение ребенка более полутора лет вне семьи, нередко приводят к нарушению голоса, и более двух лет — в группу повышенного риска когнитивных проблем и трудностей в формировании привязанности. Когда выход ребенка в семье многое из этого можно исправить, но часто, не до того уровня, на котором способность может быть, если он не находился с рождения в детском доме.
Что касается исследований, является крупнейшим научно-исследовательской работы о влиянии проживания в сиротском учреждении на физическое и психическое развитие ребенка. Сегодня были опубликованы результаты двенадцати наблюдения детей, участников исследования. Результаты вызвали широкий резонанс. После всего, когда в Западной Европе и в США были проведены предыдущие исследования, не было достаточно, чтобы усовершенствовать инструменты оценки развития мозга детей. В момент появления этих средств большие детские дома в США и Европе уже исчезли. Поэтому, когда мы оценили тяжесть последствия пребывания в интернатной системы для развития детей и скорость изменений, которые происходят, это вызвало невероятный шок общественность. Масштаб проблемы институционализации детей стало очевидным.
- В мире есть хорошие детские дома?
— Ни один детдом не может быть лучше, чем хорошая семья. Есть хорошие учреждений, сотрудников, которые прекрасно обучены и дают детям очень много. И это может быть лучше, чем ужасная ситуация дома. Но, повторяю, даже самый лучший интернат мира не может сравниться с хорошей семьи.
В США, насколько мне известно, для детей младшего возраста в этот день, ни в приютах не осталось. Есть места, где помогают детям с определенными проблемами, в основном поведенческих, с которыми не справляются семьи. Но не так много. Мы перешли на систему патронатного воспитания. И я не говорю, что эта система работает с нами до совершенства. Но дети не помещаются в интернаты, и в семье.
Ситуация в каждой стране уникальна. Но можно сказать, что некоторые страны Восточной Европы в последние годы, очень небольшое число детей, живущих вне семьи и посетить Семейные формы устройства детей. В странах с низким уровнем дохода на душу населения, Юго-Восточная Азия, Африка, Гаити и эти процессы идут гораздо медленнее. Люди должны сначала удовлетворить свои основные потребности, и только тогда, могут взять на себя ответственность за других детей. Но даже в тех странах, где дети под опекой государства, это очень много, на уровне власти есть понимание, что это не идеальная ситуация, и что она должна уйти. Вопрос только в том, что именно делают в руководстве этих стран. Примеры прогресса, что, значительно, остальных, ситуация почти не двигается с места.
- Число детей, находящихся под опекой государства, в России падает, но остается довольно высокой. Знакомы ли вы с Российской статистикой?
- Прежде всего то, что цифра уменьшается говорит, что усилия, предпринятые в этом отношении в России, дают результаты. Исходных причин этой ситуации я вижу несколько. Часто, количество детей в учреждениях, напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Во всем мире бедности, является одной из основных причин, почему люди отдают детей на попечение государства. Как только экономика улучшается, детей в детских домах меньше. Это, вероятно, играет важную роль здесь.
Во-вторых, к людям приходит понимание детского дома, хотя и дает ребенку крышу, одежду и еду, но это не лучшее место для обучения. Это знание делает решение дать или не дать" более трудным для родителей.
Россия-это большая страна. Если мы говорим о цифрах, абсолютное число детей в учреждениях, в Китае, например, более вероятно, будет больше. Но, в любом случае это значительная цифра, и, безусловно, должна быть снижена.
- Что вы имели в российских интернатах? Каковы ваши впечатления?
- Да, и многое другое. То, что я увидел? Люди, которые делают все возможное для удовлетворения потребностей детей, как эти потребности включают. Я видел учреждения, где пытаются внедрить новые формы работы — создание небольших групп, детей в принципе. Результаты в этих случаях, особенно при работе с детьми раннего возраста, гораздо лучше, чем в учреждении, классический формат. Такие программы очень интересные. Но, в конце концов, с системой детских домов все равно придется уходить и переходить на семейное устройство как можно скорее.
- Если бы у вас была возможность дать Совет директору детского дома или дома ребенка в России, что бы вы сказали?
— Уйдите с рынка (смеется). При этом, мне кажется, что самих школ-интернатов и их сотрудники могут играть важную роль в процессе деинституализации. Они знают свой регион и его жители, которые имеют опыт в развитии детей, помимо этого есть помещение и все необходимое. Они могут играть важную роль в переходе от одной системы к другой. Дети, которые выходят из системы в семье часто встречаются поведенческие проблемы. На базе бывших интернатов можно организовать центры поддержки приемных или патронатных семей. Кроме того, там можно сделать выбор для будущих родителей.
С детьми с нарушениями развития и ограниченными возможностями, все немного сложнее, труднее устроить в семью. В этом случае, в интернате, может создать условия, максимально приближенные к семье, или даже сделать временный вид на жительство, например, в некоторых учреждениях, для семей, которые не готовы взять ребенка домой, но что она хотела бы быть его семья.
- Какой Совет вы бы дали приемным родителям?
— Усыновление-это отличный способ создания семьи. При этом, безусловно, семьям, которые рассматривают этот вариант, вы должны рассмотреть этот шаг, это очень серьезно. Думать о том, где получить поддержку, потому что проблемы с поведением, скорее всего, возникнут. И самое главное — не забывайте, что усыновление-это гонки на длинные дистанции, а не в краткосрочной перспективе. Не расстраивайтесь, если после нескольких недель, что что-то идет не так. Со временем вы увидите значительные улучшения. И чтобы помочь своему сыну. Скорее всего, что не знает, что такое семья и как в ней вести.
- Тот факт, что вы являетесь одним из ведущих специалистов по деинституционализации и принятия, чтобы помочь вам в воспитании своего приемного сына?
— Хороший вопрос, никогда не думал. Гэбриэлу было всего месяц, когда он пришел в нашу семью, так что это не классический ребенка в интернатной системы. Но мой опыт в воспитании очень мне помогла на консультации к другим приемным родителям.
- На ваш взгляд, когда мы можем расстаться навсегда интернаты во всем мире?
— Фонд Lumos, на основании Джоан Роулинг, известный писатель и автор истории о Гарри Поттере, цель к 2050 году перевести всех детей в семье во всем мире. Будем к этому стремиться!
Категория: Развлечения


