Болотов: учителей не готовят к тому, чего они требуют от учеников


Опубликованно 13.11.2016 23:43

Болотов: учителей не готовят к тому, чего они требуют от учеников

Если выпускник педагогической работы в школе? Как оценить хороший учитель или плохой? Почему нельзя оценивать качество учителя по результатам ЕГЭ учеников? Об этом и многом другом рассказывает академик, Президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, наши студенты постоянно сдают какие-нибудь экзамены – вступительные, промежуточные, выпускные. Скажите, выпускников педагогических учебных заведений как "фильтр" на входе в школу? Они готовы для учителя?

— В России документ об образовании двух целей palescandolo: с одной стороны, диплом указывает на выпускных и вступительных на более высокий уровень образования (Высшая школа для высших учебных заведений), с другой стороны, дает пропуск на рынок труда. Кстати, в мире это не всегда так: во Франции, например, можно окончить Сорбонну, но работать в школе не будет разрешен до тех пор, пока успешно сдать экзамен на профквалификацию.

Может ли выпускник педагогического вуза с дипломом два, действительно работают в школе? Практика показывает, что нет. Его "довести до ума". Кстати, не случайно, что многие руководители, по сравнению с выпускниками педколледжей и университетов, говоря, что "машина" – работа на уроке в начальной школе лучше подготовленные выпускники из его колледжей.

В школьные стандарты предусматривают, что дети должны освоить большое междисциплинарные компетенции, которые они должны приобрести навыки анализа и критического мышления, хорошие коммуникативные компетенции, научиться работать в сотрудничестве. Но мы готовим наших студентов педагогических вузов? Как правило, нет. В университетах есть лекции, семинары и экзамены, где каждый сам за себя; и существует практика, во время которой, казалось бы, должна быть совместная работа, но на самом деле это редко в практике многих педагогических учебных заведений по-прежнему воспринимается как не очень обременительной нагрузкой для учителей.

Получается, что мы не готовим будущих учителей за то, что требуется от студента. Но согласитесь, вряд ли человек, который сам владеет той или иной компетенцией, способен научиться владеть им с кем-то еще.

- Какие конкретные компетенции, на ваш взгляд, непременно должны владеть будущие учителя?

Ответ на этот вопрос пытались найти Евгений Ямбург, который со своей командой разработал профессиональные стандарты педагога. На мой взгляд, коллеги перестарались, пишет "хотелки". Они нарисовали портрет идеального, не настоящий учитель; скорее даже не учитель, хороший портрет школы, в которой учителя работают с одаренными детьми и детьми с девиантным поведением и с родителями.

Проверяем, что у нас есть будущие учителя, когда я даю ему диплом? Мы проверьте свои знания предметов – физика, математика, литература, русский язык и т. д. Нужно? Без сомнения. Кроме того, в ходе учебы, мы проверяем, умеет ли он проводить исследования, а, quasielementals работать, потому что часто речь идет не о новых знаниях, а о компиляции уже известных знаний. Но если мы проверяем профессиональные компетенции — то, как он умеет работать с детьми? Нет! Считается, что он освоил этот навык во время стажировки.

В последнее время все чаще возникают разговоры о том, что нужно ввести профессиональный экзамен для учителей. Мы не говорим о дополнительного испытания, но на более сложных видов деятельности, по оценке, прототипами которых являются хорошо известны. Нечто подобное делается в бизнес-образовании: создать тематические исследования, которые проверяют владение теми или иными навыками. Вполне вероятно, что в одном случае будет способен работать на двух или трех студентов, и это групповая работа, о которой я упоминал ранее.

- Как каждый выпускник проверить все компетенции, прописанные в профессиональных стандартах?

Все должно зависеть от того, каким видом деятельности он готовит. Если он ходит в элитную школу, нам нужно проверить, умеет ли он работать с одаренными и мотивированными детьми. Если он ходит в школу в трудное соседство, надо проверить, умеет ли он работать на профилактику асоциального и девиантного поведения. Школа для детей-инвалидов, – требует определенной компетенции в школе, где много мигрантов – другие, в маленькой сельской школе – третий. Нужно проверить именно то, что вам нужно в зоне ближайшего профессионального будущего учителя.

- Не получится так, что такие тесты будут гнать молодого учителя за пределами узкого профиля?

— Он может иметь диплом, но и множество дополнительных сертификатов, подтверждающих обладание определенной компетенцией. Это как мощный двигатель, который можно по мере необходимости добавлять различных юнитов: если нужно пахать можно прицепить плуг, его нужно борона – боронить, сеять – сеялка, надо молотить — молотилка. Каждый раз, когда учитель освоил новый уровень компетентности получите сертификат и соответствующую плату. Согласитесь, одно дело-преподавать математику для слепых детей и еще одного здорового ребенка.

- Предположим, учитель получил все эти навыки. Как проверить качество его работы?

— Качество работы учителя нужно судить только за новыми знаниями: если вы считаете, что тема детей была на том же уровне, работали с вами, пошла в другую, то ты хороший учитель. Это требует независимой оценки в школе: необходимо проводить мониторинг и срезы успеваемости, прогресса и регресса.

Я категорически против оценки преподавателя высшей школы только по результатам ЕГЭ. Конечно, экзамены предоставления определенной информации, но всегда учитывать социально-культурный контекст, в том числе информация о наличии старшего бабушки и дедушки с высшим образованием. Если отец и мать, академики, и ребенок сдал экзамен 80 баллов, мы должны понять, почему ему так плохо. А если ребенок из многодетной семьи, где воспитывает мать-одиночка, получили 50 баллов, учитель такого ребенка и хвалить. Руководитель-сравнения здесь неуместны.

Но опять же, мы говорим о проверке эффективности студентов, а не сами учителя...

— Давайте спросим у учителей, они знают, как развивать у детей патриотизм. Конечно, они скажут, что они могут легко написать большое сочинение на эту тему. Но будут ли они это делать в школе? Учитель может знать, но не. Надо проверить деятельность учителя и его деятельность, чтобы детям в их развитии.

Понятно, что здесь можно не спешить. Как только результаты проверки будут приняты административные меры, как только мы начнем наказывать или награждать учителей, потом начинаются заскоки. Как в старой байке, когда в одном из регионов, региональный Комитет партии требовал, чтобы научить детей хороших оценок, и всего за год в школе есть некоторые отличники и хорошисты. Кстати, если говорить о патриотизме, надо оценивать деятельность конкретного учителя или, не дай Бог, уровень патриотизма личности студента, вся обстановка школьной среды – создать условия для формирования патриотического сознания учащихся. Хорошо бы сначала договориться, что мы подразумеваем под этим понятием.

Самое главное – культуре оценка деятельности педагога. Предприняли шаги в этом направлении, но проблема проработаны. Есть поощрительные бонусы, но не четко прописано, кто и что стоимость. Например, в некоторых школах учителям доплачивают за участие детей во внеурочной деятельности — заключается в том, что детей пинками сгоняют на эти мероприятия. В одном из регионов министр шутит, что бабушки и дедушки не боятся приезжать на перекрестке – они тут же подбегают студенты хватают за руки, тащат на другую сторону улицы, — если только она подписала бумагу о том, что они помогли ей в трудной ситуации.

Учителя в школах уже начинают собирать детей в системе образования называемое портфолио с сертификатами об окончании курсов повышения квалификации для дипломов участников различных мероприятий. Но как реальная работа учителя? Вопрос остается открытым. Да, мы постепенно отходим от парадигмы собственного знания, но для оценки реальной эффективности педагогов мы еще не пришло. Это непосредственная задача, стоящая перед педагогической наукой и менеджеров.



Категория: Интернет


Спонсор

Спонсор

Спонсор

Тут ваша реклама