Заседания Рады и российской Думы – это очень богатый материал для писателя
Опубликованно 28.11.2016 02:02

ИГОРЬ ПОМЕРАНЦЕВ - поэт, драматург, эссеист, журналист. Редактор и ведущий радиожурнала "Через барьеры" и воскресной передачи "Красное сухое". Он родился в Саратове. Окончил Романо-германский факультет Черновицкого университета. В радио-журналистике - с 1989 года (русская служба "БИ-БИ-СИ"). Автор радиопьес "любовь на коротких волнах", "любимцы господина Фабра", "вы меня слышите?". Автор нескольких книг прозы, поэзии, эссе, в том числе книги о радио: Новости, "радио "С"", "служебная лирика". С 1995 года живет в Праге – переехал вместе с радийным офис
Влащенко: Сегодня у нас в гостях замечательный публицист, писатель, поэт, журналист "радио свобода" Игорь Померанцев.
Привет, Игорь Яковлевич. Многие философы говорят, что нет будущего не только национализм, но и государство в принципе. Что вы думаете о будущем мировом порядке, в связи с тем, что сегодня между Россией и Украиной?
Апельсины: национализм-это явление многогранное. Это здоровая реакция, если твоя нация или народ твой дискриминируют или потеснить. Это всегда очень индивидуально, как и с патриотизмом. Патриотизм – индивидуально. Это – любовь. И любовь-это агрессивная, депрессивная, эгоистичная и бескорыстная. Точно так же и с патриотизмом. Поэтому вы всегда должны думать о феномене патриотизма, национализма, чем в многомерных. Например, Гитлер ярый патриот, причиной было честно, он любил свою родину - он разрушил, стер его в порошок. Лев толстой – автор замечательного эссе о христианстве и патриотизме. Весь Пафос этой статьи – осуждение и презрение патриотизм как явление. Он считает, что патриотизм-идеология власти. И вот парадокс – человек, презиравший патриотизм, Национальная гордость России. Этот парадокс в том, что мы судим по тому, что произошло, после того, что было уже создано.
- Как вы думаете, чем закончится для России, это патриотично "Народный праздник" с и. Грозным, прокуроршей Поклонской, с закрытием выставок и спектаклей и т. д.?
- Меня угол зрения по отношению к России интересует психологическая и даже психиатрическая. В классическом психоанализе есть понятие "воля к смерти". С этой точки зрения любопытно проанализировать распад империй. Россия не исключение – озверение свойственны многие государства, накануне гибели этого государства. С точки зрения психоаналитической, "воля к смерти" может преобладать. Разные культуры ведут себя, как личности. И писатель уже высказались по этому поводу. Когда-то в Советском Союзе очень плохо взяли, что Рейган за то, что он назвал Советский Союз "империей зла". Он вспомнил, и Солженицын написал Роман "Раковый корпус". Оказалось, что это имя, убийственное, потому что смысл "ракового корпуса" в экспансии, в болезни. Рак должен захватить новые районы, территории, строить новые корпуса. Здесь мрачная, пугающая картина. Мы уже знаем, что патриотизм имеет страстных патриотов своей любимой Родины.
- Вы говорите, и язык может в чем-то виноват?
Язык не виноват, для меня по крайней мере. Кроме того, язык не только инструмент пропаганды, но и объект пропаганды может. Я приведу вам пример Великобритании. Эта огромная империя распалась. Крупнейшей колонией Великобритании была Индия. В Индии сейчас 350 миллионов человек английский язык. Если его национальной памяти, подавление восстания, борьба за независимость, и при этом 350 миллионов хинди. И это активные, творческие группы населения. Казалось бы, деликатной сфере, но, как правило, легко. Язык не виноват.
- Что действительно является носителем и показателем цивилизации, национальной культуры?
- Национальная культура включает в себя такие институты, как политика. Политика-это продукт культуры в гораздо большей степени, чем культура той или иной политики. Политика окончательно сформулированы. Этого понимания государства и государственных институтов, является язык, на котором говорят политики. Заседания рады и Российской Думы-это очень богатый материал для писателя. И для авторов, которые любят повествования, речи персонажей. Зощенко бы потирал руки, гений украинской гуцульской сказ В. Стефаник бы тоже радовался. Идеи, предлагаемые в Думе, видимо, демократический язык кладет, с умными выражениями, но если ты вслушаешься, открывая пропасть мракобесия и ретроградства. Это надо сидеть и писать, но я все еще пишу стихи, люблю Зощенко и прикарпатью университета.
- Как видите, современная украинская литература сегодня? Готов ли сегодня серьезные проблемы для страны?
- Это по-другому. Там есть еще ископаемые слои советской литературы и советской литературной мысли. А также появление некоторых писателей не изменилось. Современная русская литература частично законсервировалась. Она цитирует сам себя, играет сам с собой. Это странно для российского писателя и читателя, но это неинтересно для мира. В Англии, например, все современные русские писатели, крупнейшие, но эти тиражи не более 500-1000 экземпляров. Они не имеют никакого резонанса, так как это своеобразный замкнутый, закрытый мир культурного банках, пароли и коды. И здесь остро современный украинский писатель более открыты, они более развернуты к мировой культуре. Не случайно некоторые критики сравнивают магический реализм южноамериканских писателей с современной украинской литературой - с Юрием Андруховичем. Это совершенно другое измерение, и я просто сужу по тиражам. В Германии как писатель Жадан или Андрухович, просто знакомых. Речь идет о десятках тысяч книг. И публикации наиболее авторитетных издательств, не так типично английских издательств, которые издают на зарубежной литературе, и они, например, Сорокин, и это только киты издательской продукции в Германии. А что касается звонков – это война. Не был бы слепым или бесчувственной, чтобы понять. Эту войну называют гибридной, и она включает в себя элементы классической войны – убийство. Потому что язык войны-это убийство. Война говорит на языке смерти. Гибридная война включает в себя и информационная война, пятая колонна. Это парадоксальная ситуация парламента Украины, где еще сидят люди, враги государственности Украины. Для писателя жанр-поиски и решения – это поступки писателя. Для писателя современного, украинского, очень важно, чтобы новый гибридный жанр.
- Мы на пороге большой войны или эта гибридность отныне наш метаболизм будет стоять и будет частью нашей жизни в течение длительного времени?
- Мы являемся частью мира, и то, что происходит сейчас, это не только конфликт на Востоке Украины. Мы все сейчас живем в мире, где меняется понятие, значение, информация. Нам показалось, что благодаря расцвет социальных сетей и компьютерных технологий информация обогатить наш мир. Да, она обогатила. Но там просто по-прежнему следовать. Чувство реальности потеряно, доверие к источникам информации, СМИ. Потеряли некоторые классические критерии, которые показывают, в общем, как мы живем, как мы оцениваем. Это также касается наших личных отношений – наши прежние друзья в глазах наших врагов: пусть словесное, устное. Каждая эпоха имела свои чудовищные проблемы. В любой ситуации ирония защитная реакция – реагировать по-человечески.
- Возможность побыть наедине с собой все больше сужается. Огромный объем информации, если вы не можете погрузиться уже нигде – выбирает, есть ли у нас возможность счастья?
- Счастье-это абсолютно индивидуальное чувство. Это другое качество. Что касается одиночества, так что главное выиграть, ваше право, ваша территория одиночестве, и главное, что ты выбрал одиночество, а не он тебя.
- Новые коммуникации размывают идею авторства, а идею отдельной форме.
- Мы родом из культуры, которые боролись за существование. Одним из инструментов этой борьбы – сохранение культурной памяти, культурного кода, прославление классика и классика. Вообще, забывчивость, вместе с памятью – это очень важные элементы культуры. Культ классики, культ имеет отношение героев к "воле к смерти". Я не против изменений, и любые изменения состава в культуре должна быть.
- Откуда можно получить духовную целостность?
- Слово "духовный" я воспринимаю только в прямом смысле этого слова в церкви. Что касается того, что вкладывают в это слово, например, многие герои писателя Платонова очень простой, но, тем не менее, от них свет исходит. Итак, здесь речь идет не только в так называемой культуре, знаниях или в творчестве, как это понимают умные люди, что-то в людях либо есть, либо нет. Это - как подарок. Конечно, нужны какие-то душевные, умственные усилия. Но каждый по-своему.
- Вы хотели мне что-то?
- В переводе с английского их передачи Hard Talk "тяжелый, неприятный разговор". Как они умудряются делать это веселое времяпрепровождение и почему, в конце концов, начальник терпит?
- Не всегда мои разговоры с людьми приятными и нетяжелыми. Как правило, это действительно Hard Talk. Но есть часть людей, которых можно просто слушать. И вы как раз принадлежите к этой части людей.
Спасибо, Игорь Яковлевич.
Категория: Развлечения


