"Дайте людям немного шоу-бизнеса": как Формула-1 пытается преодолеть собственный кризис
Опубликованно 14.12.2016 04:33
В минувшие выходные пилот "мерседеса" Нико Росберг новым чемпионом формулы-1. Последние круги Гран-при ОАЭ, результаты которых немец и стал победителем престижного Гран-при серии, они были действительно драматичными. Росберг ехал второй последовал его конкурентов и партнеров по "Мерседесу" британец Льюис Хэмилтон - эта ситуация Росберг, который был для победы в чемпионате достаточно настроены финишировать в двух лучших. Но Хэмилтон решился предпринять последнюю попытку выиграть титул - он догонит умышленно и вопреки требованиям команды уменьшить скорость была, чтобы сдерживать немцев и, следовательно, третий болид-гонки. В результате тактика британцев пилот Ferrari Себастьян Феттель работает лишь частично - действительно близко к Росбергу, но не сумел обогнать его. Нико впервые в карьере выиграл Чемпионат, и Хэмилтон, который в последних четырех гонках прошлого сезона, отстает от немцев всего на пять очков.
Увы, захватывающий финиш последней гонки сезона был исключением из правила, согласно которому формула 1 в последние годы все более скучным для зрителей. Ранее Международная Федерация автоспорта даже изменили регламент гонки, чтобы остановить доминирование "мерседеса" над остальными командами пелотона, но имеет противоположный эффект - пилоты "серебряных стрел" выиграл 19 из 21 гонки сезона, восемь раз дубль, и зрители, наконец, в правилах соревнований. Сейчас профильные журналисты все чаще высказывают мнение, что формула-1 была интересна только для тех, кто много лет наблюдает автомобильные гонки, но не в состоянии завоевать новых поклонников.
Новая Метла
В течение почти всего 2016 год многолетний босс формулы-1 Берни Экклстоун вел переговоры о продаже формулы-1 американского медиа-холдинга Liberty Media, а осенью стороны ударили по рукам. Новые владельцы из США заплатить за приобретение контрольного пакета акций гоночной серии 4,4 миллиарда долларов, а также погасить долги предыдущих владельцев, компоненты еще 4 миллиарда долларов. Такое большое дело еще говорит о солидном статусе и коммерческой привлекательности Ф-1, но при этом и старые, и новые владельцы "королевы автоспорта" не скрывают, что в настоящее время формула-1-изменения крайне необходимы – в области маркетинга и непосредственно в области спорта.
Безусловно, важной целью нового собственника привлечении к формуле-1 новых поклонников. Ожидается, что Liberty Media уже в ближайшем будущем станет гораздо больше внимания продвижению f-1 в Интернете, что не очень хорошо при Экклстоун, и попытаться значительно улучшить свои позиции на американском рынке, где она традиционно популярных местных гоночных серий IndyCar и NASCAR. На данный момент в США только один Гран-при в течение сезона в Остине, штат Техас проходит, но новые владельцы пытаются увеличить их количество. По словам Генерального менеджера компании Liberty Media Greg MAFFEI, предприятие количество гонок в сезоне настроен, по крайней мере, но это было не так просто.
Тот факт, что ранее политика Экклстоуна в Ф-1 была направлена на то, чтобы выжать у стран-организаторов гонок максимум денег за права на Гран-при. В результате теперь хозяева гонки не готов платить столько за удовольствие, которое не всегда окупает. Уже известно, что в 2018 году "королеву автоспорта" остаться без Гран-при Малайзии и, возможно, Гран-при Сингапура - причина отказа заключается не только в деньгах, а в том, что страны перестали нуждаться f-1, как в статусном мероприятии, привлекает VIP-ов со всего мира. "Участие в гонках формулы-1 снижена, а этот вид спорта не столь привлекательны, но мы тратим ежегодно на это 300 млн ринггитов ($97 млн). Если вы выросли с первой гонки в 1999 году, затраты на проведение 10 раз", - прокомментировал отказ от f-1 министр культуры Малайзии Насри Абдул Азиз.
Экклстоун Недоволен
Любопытно, но в последнее время главный критик нынешних правилах формулы-1 промоутер гоночной серии Берни Экклстоун. 86-летний функционер, который славится своим консерватизмом, в последние месяцы сразу сделал ряд громких заявлений, которые вызывает у всех неравнодушных к f-1 ряд эмоций от растерянности до поддержки.
В частности, Экклстоун говорил о безопасности гонок, которые выросли в последние десятилетия до небывалого уровня. Тот факт, что в прошлом веке формула-1 очень опасный вид спорта, и в 50-70 лет вряд ли что-то из сезонов пришел без всадника смерти. Однако с течением времени огненные шары совершенствуется и уже в 90-х годах, после смерти трехкратного чемпиона мира Айртона сенны в Гран при Сан-Марино, трагедии на автодромах перестал. Только в 2014 году пилот команды "Марусся будет машин" Жюля бьянки на Гран-при Японии безуспешно в экскаватор, что на смертельным исходом. Тем не менее, трагический инцидент бьянки был скорее исключением из правил, и вот случай, произошедший с гонщиком "Макларена" Фернандо Алонсо во время Гран-при Австралии 2016 года, наоборот, показали высокий уровень безопасности текущего болида f-1. Испанец на скорости 310 км/ч вылетел с трассы, его болид перевернулся дважды в воздухе и разбилась на полу. Авария выглядела катастрофически, но двукратный Чемпион мира сам выбрался из автомобиля, а затем только сотрясение паспорт и скрылись следующей гонке.
Конечно, никто не отрицает пользу столь высокого уровня надежности болида, но Экклстоун настаивает, что формула-1 могла бы, по крайней мере, иллюзию риска для водителей, зрителей снял на гонку в древние времена. Построить для этой промоутер образца минутах дорог стену, и каждый полет сопровождать водителя элементами шоу. "В случае такой аварии, как у Алонсо, нужно закрыть это место со всех сторон от большой простыни, принести скорую взять и всадников. Его в больницу, и тогда вы должны объяснить: слава Богу, с ним все в порядке. Немного шоу-бизнеса, людям это нравится", - заявил скандальный функционер.
Другие критики Экклстоун стали правила формулы-1, утверждает Международная Федерация автоспорта. "Нашим нынешним правилам так можно назвать: "охота запрещена. Что бы вы не делали, гоняйтесь". Каждое действие регламентировано, чтобы понять водители постоянно пытаются что позволено, а что нет. Это смешно. Дайте водителям возможность бороться. Если пилот перекрывает траекторию, то проблема перевернуть противника, как на шампур. Единственный случай, когда гонщики должны возникнуть проблемы – если это опасное пилотирование может привести к аварии. Все очень просто", - считает Экклстоун.
И, наконец, третье объяснение организатора чемпионской гонки между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом касалось. "Если Росберг выиграет титул, это будет здорово для него, и для "мерседеса". Но не факт, что это пойдет на пользу формуле-1. Не писать о Нико ничего, даже увеличить его победа в Германии популярность этого вида спорта. Здесь нужен такой гонщик, как Хэмилтон", - сказал Экклстоун.
Мы должны признать, что доля правды в словах Экклстоун существует. Хэмилтон формула-1 на самых лучших ковров мира, регулярно участвует в телешоу и бросает своим поклонникам поводы для обсуждения. Например, это британец создал скандал на ровном месте, когда во время пресс-конференции перед гонкой в Японии поговорила со своими поклонниками в Snapchat, не обращая внимания на журналистов - это поведение британца вызвала гораздо больший отклик со стороны СМИ, чем сама гонка. Росберг, наоборот, является примером консервативного гонщик, который фиксируется на автоспорт, но вовсе не пытается "продать" себя в СМИ. Конечно, обвинять немцев в этом нет, но для нынешней формулы-1 теле эти гены пассивность пилотов приносит никакой пользы. Это также говорит о кризисе гоночной серии, потому что в противном случае никому не придет в голову за это упрекать нынешнего чемпиона мира.
Проблемы бедных
Еще один фактор, который необходимо изменить в формуле 1 распределение призовых денег между командами. Сегодня в Ф-1 сложилась ситуация, где богатые "конюшни" получают львиную долю денег, а бедные едва сводят концы с концами. В результате, последний для нас выжить приглашены все чаще и чаще, на месте водителя так называемых рента-пилотов, которые платят сами или с помощью своих спонсоров для участия в формуле-1. Это не только сокращает возможности для участия в гонке за по-настоящему сильных гонщиков, но и снижает конкуренция в пелотоне.
На следующий сезон даже один раз Гранд формула 1 "Уильямс" пригласил в состав такого рента-пилотов - это 18-летний Лэнс Стролл был. Его отец много лет успешно вкладывают в мир моды и сумел активами, что не позволяет им Строллу младшего гонки ни в чем не отказывать в плане подготовки для автомобиля. По информации СМИ, за участие канадца в формуле-1 "Уильямс" в следующем году США получает 35 миллионов долларов. Кроме того, еще 20 миллионов долларов была выплачена Стролл следующим образом на рынок подготовлен в f-1 и поучаствовал на автомобиль "Уильямс" в тестах на трассах в Венгрии, Австрии, США, Бразилии, ОАЭ, Бахрейн, Малайзия и Япония.
Этот случай может быть уникальным для формулы-1, потому что Стролл, среди прочего действительно талантливый спортсмен и вполне способен достойно заменить в "Уильямс" опытный бразилец Фелипе масса, который объявил о завершении карьеры. При этом, другие команды будут на талант рента-пилотов меньше повезло, и во время гонок на сложных трассах обработки некоторых гонщиков становится объектом насмешек со стороны журналистов и болельщиков. Конечно, никто не ожидал, что перераспределение заработной платы-будет меняться платежей радикально, финансовая ситуация в командах-на внешней стороне Конвенции стою в лучшую сторону, но с тем, что такие изменения голосов просрочен, в нем и старые и новые владельцы гоночной серии.
Но давно известно, что в новом сезоне формулы-1 в силу новые правила для огненных шаров возникает, нанесли команды в течение 2016 года. Ожидается, что он не только автомобили делают агрессивнее внешне, но и влияет в положительном контексте на интригу в чемпионате. Однако Экклстоун не ожидает, что в следующем году лидер формулы 1 может измениться. "Только одна вещь не изменится: "Мерседес" будет продолжать доминировать в Ф-1", - сказал промоутер.
Категория: Спорт