Вынужденная граница
Опубликованно 08.01.2017 02:43

Блокпосты на Донбассе начали появляться в разгар боевых действий еще в 2014 году. Таким образом, украинская армия усилила границы города от боевиков. Последний, в свою очередь, привел аналогичные цели.
Тогда все посты выглядели более или менее одинаково: бетонные блоки, которые преграждают дорогу в шахматном порядке, шторы, одинокий флаг. Количество военных и техники-разному в зависимости от стратегической значимости конкретного участка дороги.
Поиск транспортных средств и пассажиров во время пересечения блокпостов проводились на обеих сторонах – и контролируемой и неконтролируемой Украиной территории. Прошли они, чтобы подобный «сценарий»: пассажиры вышли из автобуса, выстроились в ряд и ждут, когда военные или боевики проверят свои сумки и документы. На самом деле, в 2014 году ничего, кроме паспорта, для свободного прохождения «границы» не требуется. В 2015 году ситуация изменилась.
21 января 2015 года в зоне АТО начал действовать режим. То есть, для того, чтобы пересекать линию разграничения с необходимостью специальный пропуск. Но также с получением таких документов, и с его использованием, сразу начались проблемы.
В теории все казалось простым: тех, кто желает получить заветную бумагу должен подать запрос, и список других документов, подтверждающих личность и цели пересечения «границы», в один из отделов, то полиции в Мариуполе, Дебальцево, Старобельске или Великой Новоселке, ждать, максимум, 10 дней, возьмите бумагу и смело идти с контролируемой Украиной в зоне АТО. Если же человек, наоборот, хочет попасть с оккупированных территорий на вопросе Украины, он должен пройти через ту же процедуру, подав соответствующий запрос в крайний блокпост украинских военных.
На практике это произошло. Первый недостаток для граждан был в том, чтобы собрать, что нужно, чтобы получить пропуск пакета документов, что для многих иммигрантов невозможно было требование – люди, уже проживающие на контроль Украины, и их документы остались дома, на территориях, контролируемых повстанцами. Второй – тоже успех, подачи заявления не гарантирует быстрого получения шаг: ожидание может длиться несколько недель, а затем на месяц. В результате, например, те граждане, которые подали документы украинские блокпосты, они были вынуждены рисковать жизнью, снова и снова, приходят, чтобы получить заветный пропуск, но, возвращаясь домой ни с чем.
Легкий заработок на линии разграничения
Конечно, на земле, полной путаницы и волокиты, в случае выдачи пропусков для пересечения линии разграничения расцвела коррупция. Например, в то время как в контролируемых, Украине территориях граждане ждали документов до четырех недель, неподконтрольных территорий, за определенную плату, помещение упакованы те же действия по несколько дней. По словам дончанки Валентины, получить забронировано честный шаг не удалось и мне пришлось купить в Донецке за 1, 5 тыс. гривен.
Женщина убеждена, что этот вид «бизнеса» было соглашение обеих сторон. «Один шаг, потому что это реально, и они опубликованы здесь [в схема Донецка]. Значит, что? Таким образом, между собой договорились, чтобы деньги из людей избежать», – предполагает она.
Коррупция, злоупотребления и продолжительная регистрация очень быстрая компромисс бумажные пропуски и уже в июле 2015 года была введена электронная система выдачи разрешений на пересечение линии разграничения.

«Новая система контроля и управления доступом в зоне АТО был разработан, чтобы сократить сроки и улучшить качество проверок, а также преодолеть коррупцию при выдаче пропусков», – отметил секретарь СНБО Александр Турчинов.
С введением электронной системы, чтобы получить пропуск, действительно, самый простой, и необходимость давать взятки чиновникам исчез. Во-первых, из-за того, что вы хотите, чтобы получить это разрешение исчезла необходимость войти в контакт с ними.
На сегодняшний день, чтобы получить пропуск очень просто: после заполнения соответствующей заявки в «Реестр разрешений для перемещения лиц в зоне АТО» на веб-сайте Службы безопасности Украины, граждане получают уведомление (по почте или в личный кабинет) и могут беспрепятственно пересекать блокпосты по предъявлению только паспорта гражданина Украины.
Тем не менее, новый способ получить из шагов, вызвал появление и новый способ заработать для тех, которые имеют необходимые разрешения. «Есть люди, которые якобы «помогают» быстрее формализовать шагов через сайт, но на самом деле просто взять с человека деньги, чтобы вопрос, который он мог бы представить свою собственную», – говорит глава общественной организации «Фонд 101», правозащитник Андрей Богданович («Фонд 101» уже второй год участвует в проекте «Прифронтовой инспекции», целью которого является периодический мониторинг соблюдения прав человека при пересечении линии соприкосновения, упростить этот процесс и преодолеть коррупцию в этой сфере).
По его словам, чаще всего в руки мошенников попадают пенсионеры или те, кто в первый раз сталкивается с оформлением пропуска и внимание долгую и сложную процедуру.
Еще один простой способ, чтобы заработать на линии разграничения для очень любопытных – это так называемая продажу места в очереди. «Те, кто хочет заработать, еще с ночи или с раннего утра занимают очередь, только к ней идут, а потом продают место другому лицу, которое становится на свои места», - рассказывает Богданович.
То, что этот вид сервиса очень востребован, в общем, не удивительно. Длинные очереди грустные самом деле блокпостов. В этом туре вы может быть и 10, и 15 часов, так как поток людей может быть несоизмеримым с тяжелыми пропускными способностями возможности контрольно-пропускных пунктов въезда-выезда (КПВВ) (7-8 тысяч человек в день). Например, по словам заместителя начальника управления по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ оон) Надир Минбашиева, через все КПВВ в день может пройти 25-30 тысяч человек. Часто люди должны спать в «серой зоне», потому что, например, из неконтролируемой территории, они просто не имеют времени, чтобы пересечь контролируемую.
Кроме того, длинный хвост и длинный процесс проверки на линии разграничения создают дополнительные возможности для коррупции. «Есть общая очередь, и не является льготной, что включает в себя людей с детьми до года, людей с инвалидностью. Таким образом, здесь фиксируются случаи, когда люди не скидка для категорий, чтобы дать взятку пограничнику, который контролирует ваши движения во время входа на КПВВ, и проходят в льготной очереди», - подчеркивает Богданкевич.
Кто пропускная система-это не помеха, это контрабандисты. К нам КПВВ попытке перевозки грузов с ограниченными возможностями, являются фиксированными и не часто. И партия «контрабанды» небольших размеров. Например, чуть более месяца назад, пограничники сообщили, что девять автомобилей, которые «пытались через КПВВ «Гнутово», «Новотроицкое» и «Победит» незаконно перевезти 350 кг мяса, кофе, 400 кг семян расторопши, гранитные плиты, батареи и насосной станции на общую сумму почти 127 тысяч гривен».
По словам местных жителей, в основном контрабандой приносят не через КПВВ, и в других отношениях. Кроме того, граждане, выстаивающие многочасовые очереди на линии разграничения, по их собственным словам, пройти по «пути» не могут. «Эти опасные зоны и контролируются военными, которые, по идее, не должны ни игнорировать», - жалуются они.
Места ужасающего обстрела
Пропускной режим в Донбассе продолжает действовать и сегодня. Тем не менее, замок в течение двух лет значительно изменился. На сегодняшний день линии разграничения работает пять (КПВВ) – «Победит», «класс-мажор», «Гнутово», «Новотроицкое» и «станица Луганская». По словам очевидцев, они все, на самом деле, за рубежом.
«Действующие КПВВ достаточно хорошо разработана. Внешний вид и элементы управления, похожие на голоса, на границе, например, с Польшей. Единственное, что КПВВ контролируют пограничники и налоговая служба, и на обыкновенной границы, вместо того, налоговой службе работают таможенники», – говорит Андрей Богданович.
Что касается условий жизни, по его словам, в сравнении с 2015 года, для КПВВ значительно улучшилось: установлены навесы от непогоды, увеличилось количество туалет, появились очевидные знаки банка verge. Еще в 2015 году такие плакаты или нет вообще, или они были едва видны. «Люди долго в очереди, и когда еще не было туалет, могла просто упасть на обочине дороги и прыгать в воздух на мину или растяжку. Такие случаи были, и не единичные», - говорит правозащитник.
Страшная правда, но мины по пути, впрочем, как и обстрелы блокпостов, уже давно не вызывают эмоций, частые посетители КПВВ. Например, согласно опросу граждан, что «Фонд 101», проходившем в ноябре 2016 года на работу КПВВ, самое большое беспокойство у людей вызывают длинные очереди (81% опрошенных), а не бомбардировки (55%) или заминированы края (9%).

По словам Андрея Богдановича, эта тенденция сохраняется в течение последних шести месяцев. «Люди привыкли к тому, что нет обстрелов. Они вынуждены жить в этих условиях, и не могут уйти от этого. И вот очередь – это то, что они сталкиваются каждый день, когда они пересекают линию пересечения, и это усложняет их жизнь», - говорит правозащитник.
Три сценария оптимизации
Эксперты предлагают различные сценарии, которые в состоянии изменить текущее положение вещей и помочь решить главную проблему КПВВ – длинные очереди.
По словам Андрея Богдановича, значительная часть «хвост» – это люди, которые идут, чтобы купить все необходимое, снять деньги с карточек и обратно. Так что скачать все можно было бы за счет работы так называемых логистических центров.
Напомним, что летом 2015 года, президент Украины Петр Порошенко дал поручение ускорить открытие в зоне АТО гуманитарно-логистических центров, в которых предусмотрена возможность функционирования мобильных банковских учреждений и где люди смогут купить еду и лекарства по ценам ниже, чем на оккупированных территориях и вернуться обратно, не через КПВВ.
В теории, вы найдете логистические центры нуждаются в «серой зоне» между нулевым блокпостом и КПВВ. Но, к сожалению, на сегодняшний день, инициатива не реализована должным образом. «В силу логистических центров идет очень мало людей, потому что есть небольшой выбор продуктов, а предприниматели, в свою очередь, нам не идут, потому что мало покупателей, небольшой спрос на их продукцию. Замкнутый круг...», – говорит Богданович.
Кроме того, предполагалось, что люди, которые путешествуют в логистический центр поставок, а не стоять в ванной, в очереди на КПВВ. «Тем не менее, были случаи, люди из ванной в очереди возмущаются, что человек идет без очереди, они остановили его транспорт, борьба произошли. Возможно, поэтому, собственно, и пограничники часто задают непосредственно в логистическом центре в целом месте. В этом случае, если люди уже пережили все, легче уже через КПВВ, и купить все, что нужно, контроль территории, где самый большой выбор продуктов и возможность вывода средств и так далее», - объясняет Андрей Богданович.
Заместитель начальника управления по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ оон) Надир Минбашиев, в свою очередь, считает, что проблема длинных очередей в состоянии решить упрощение процедуры техосмотра. «Например, это не займет много времени с бабушкой, которая приносит с собой мешок. Она, скорее всего, не будет взять с собой оружие... Кроме того, когда люди идут КПВВ, после физического экзамена охранники проходят еще через управления СБУ. То есть, снова та же процедура. И это очень удлиняет процесс», - объясняет он.
В свою очередь, должностные лица военно-гражданских администраций уверены, что нагрузка на существующие КПВВ уменьшается с открытием новых. Здесь, однако, есть две проблемы. Во-первых, такую инициативу не поддерживают боевиков, которые были установлены в некоторых районах Луганской области. Напомним, КПВВ «Золотой» в Луганской области не удается запустить с марта прошлого года.
Во-вторых, по словам Богданович, не стоит особо рассчитывать, что дальнейшее КПВВ действительно облегчить хвост. «Мне кажется, логично, что, если увеличить количество КПВВ, а значит, и нагрузка на них будет меньше. На самом деле, люди начинают ездить больше», - говорит он.
Какие бы сценарии оптимизации для разгрузки опорных пунктов в этот импровизированный «границы» не были хорошие, не должно существовать границ. Этого хотят все, кто хотя бы раз стоял в очереди на линии разграничения одной из его сторон. С другой стороны, до конца боя не может быть и речи. В противном случае, вместо тех, что идут для продуктов по низкой стоимости или чтобы навестить родственников, они могут получить "Грады" и танки.
Ирина Шевченко
Категория: Общество


