Проректор МГППУ: никто не собирается выгонять психологов из школ
Опубликованно 12.01.2017 19:23
Руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта "Педагог-психолог", доктор психологических наук, профессор, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета Юрий Забродин рассказал, что педагогов-психологов в ближайшем будущем.
- С 1 января начал действовать новый профстандарт педагога-психолога. В то время как данный нормативный документ носит рекомендательный характер. Наконец, вступит в силу с 1 января 2020 года, становится обязательным для всех российских педагогов-психологов. Юрий, какие изменения в работу этих людей?
- Они должны понимать, что они в состоянии сделать, как делают, как для специалистов, где они должны двигаться, чтобы улучшить свои навыки. Сегодня в России более 60 тысяч педагогов-психологов, и работы функции, все они разные: одна вещь педагогов-психологов в общеобразовательных школах, и многое другое — педагоги-психологи ППМС-центров, которые работают с детьми, которые имеют трудности в обучении и социализации. Профессиональный, в стандарте четко прописаны все компетенции педагогов-психологов.
- Прописать можно все, что угодно, но они же педагогов-психологов к работе в условиях нового профстандарта?
— Если мы говорим о реальной ситуации, как они работали педагоги-психологи в школах, и работать. Никто не собирается выгонять их из школы, даже если они не соответствуют требованиям, зарегистрированного в новый стандарт. Мы хорошо знаем, к чему приводят попытки выжать из сферы психологии образования. Достаточно вспомнить трагические события в московской школе, когда подросток устроил стрельбу, убил учителя.
Большинство педагогов-психологов работает с полной отдачей, с полной отдачей, приводит к более чем скромное вознаграждение огромную пользу для детей.
Тем не менее, мы должны признать, что сегодня многие педагоги-психологи из-за отсутствия квалификации не соответствуют требованиям нового профстандарта. Документ требует от них, чтобы построить индивидуальный маршрут обучения, систематического повышения квалификации, обучение в программах образования и профессиональной подготовки, а также для программ, приобрести новые навыки.
Раньше в этом случае он царил произвол. Вопрос профессиональной подготовки, решили, что оба руководителя образовательной организации, или воспитатель. Никто не сделал стратегию обучения.
Сегодня профессиональное сообщество представляет собой систему программ профессиональной подготовки. Эта система будет работать согласно требованиям объективных, а не субъективных желаний.
- Один из разработчиков профстандарта педагога Евгения Берлина предлагает ввести должность "учитель", "старший мастер", "основной учитель". Обеспечивает профстандарт педагога-психолога новой модели роста карьеры?
— Сложный вопрос. Если ввести новые ранжиры в рамках должности "педагог-психолог", придется договариваться с профсоюзами, изменять нормативную базу. И это длинная история. Тем не менее, она, безусловно, тоже имеет право на жизнь.
Лично я поддерживаю настоятельно система профессионального роста педагогов-психологов в форме "ступеньки" мест. Я считаю, что в сфере образования очень важно изменить структуру посты и уточнить обязанности работа.
Сегодня руководители образовательных организаций уже дали в руки инструмент, который позволяет построить персонал в соответствии с требованиями по должности, объем работы и квалификация работника.
Кстати, во многих странах мира, наиболее квалифицированные и опытные педагоги довольствуются "простой" титул учителя, которые получают зарплату, которая на порядок выше, чем в тот раз, когда они пришли в школу остепененных преподавателей.
- Новый стандарт четко: педагог-психолог может работать только человек с 7-го уровня мастерства. Получается, что формально образовательной организации может быть разрешено только педагогов-психологов, выпускников мастер. Тем не менее, подавляющее большинство нынешних педагогов-психологов – выпускников бакалавриата.
— Да, здесь есть проблема. Вы можете себе представить, что произойдет, если пойти на поводу у некоторых радикально настроенных товарищей, которые требуют от 2017 "обездвижить" педагогов-психологов-выпускников, их замена с педагоги-психологи-учителя? У нас тогда вся система образования останавливается!
Именно для этого еще в течение трех лет (до 2020 года, когда профстандарт станет обязательным во всех бюджетных организациях, где работают педагоги-психологи), чтобы они улучшили свои навыки до нужного уровня.
Для того, чтобы получить новый навык, вы должны забыть, по крайней мере, 250 часов профессиональная подготовка, с помощью специальных программ профессиональной переподготовки. Вы можете в течение двух лет пройти судебной власти. Время есть.
- Может быть, я должен был бы удалить от нормы некоторые "невероятно" для нынешних психологов-педагогов квалификационные требования?
— Нам не нужна имитация профстандарта, нам нужен эффективный инструмент. Профессиональное сообщество нашло эффективных механизмов для педагогов-психологов, повышения уровня профессиональной квалификации. Превышение квалификации, профессиональный экзамен на право практической деятельности, он начнет работать в условиях нового профстандарта. Это и будет реальный профессиональный рост.
Категория: Интернет