Сценарист Андрей Рубанов: в "Викинге" правды больше, чем в "Гладиаторе"
Опубликованно 13.01.2017 01:41
Отечественная историческая драма "Викинг" крестителя князя Владимира Россия стала лидером российского проката. Лента вышла на экраны перед Новым годом, и всего 9 праздничных дней собрал более миллиарда рублей, побив рекорды "Сталинграда" и "Экипажа".
Но стоимость "Викинг" был значительный – фильм снимался в течение семи лет, расходы на него очень впечатляющим для российской киноиндустрии 1,3 миллиарда рублей.
Бурные споры в обществе вызвала историческая достоверность картины. Издание Ukraina.ru беседовал со сценаристом фильма Андреем Рубановым на историческую правду, рисунок князя Владимира и гигиены, Древней Руси.
— Какой, по вашему мнению, значение князя Владимира для России?
— Православное христианство сделало нас, кто мы. Человека, который крестил древних славян, конечно, крупная фигура в общем историческом контексте.
Но о Владимире Святославиче слишком мало известно, и поставить в один ряд с петром Первым, или, скажем, Иван грозный, я бы не спешил. Процесс христианизации не с Владимиром начал и не закончил.
— Что вы скажете о претензиях фильма? Многие не понимают, почему фильм называется "Викинг", потому что князь Владимир, родившийся в России, едва ли можно так назвать...
— Это метафора. Viking, как иностранец, как иностранец. Название придумывал не я. Сценарий фильма – командная работа, все идеи принадлежат режиссеру Андрею Кравчуку и продюсера Анатолия Максимова.
— Почему такой большой бюджет фильма — более миллиарда рублей? За меньшие деньги снять было невозможно?
— И для самых маленьких, но фильм бы другим. Вы можете за три копейки снять, одеть актеров в доспехах. Некоторые делают это. Затем зрители выходят просмотра и выплевывают.
С точки зрения мировой рынок миллиард рублей-это не большой бюджет. "Викинг" надо конкурировать с блокбастеры, которые стоят по крайней мере в пять раз дороже.
— Какие книги и материалы вы использовали при написании сценария? Например, писатель Александр Мазин, автор романа "Язычник", считает, что это его работа укладывается в рамки сценария "Викинг".
— С Мазиным я не знаком. Из сценария "Повесть временных лет". Полный список литературы приводить не буду, но я боюсь, что за годы работы на различных исторических сценариев, я изучал или просмотрел всю литературу, достойный внимания. Интернет всегда под рукой, музеи доступны.
Я неделю потратил только на скифов залам Эрмитажа. Основными источниками собственно древние летописи с комментариями современных ученых, в дальнейшем византийские хроники, скандинавские саги, монографий классики мировой антропологии.
Я уже давно делаю историю кино и, как мне кажется, хорошо знаю предмет. Концептуально и методологически отталкиваюсь, как правило, работа Lion Говорить.
— Одна из претензий критиков к фильму "гигиенические": россияне, у вас есть все, грязный, грязный с лиц и рук, их города и княжеского терема все в грязи, даже совокупления у русских происходят в грязи. Почему это так?
— Ну вот и все. Чистюлям вы можете предложить жить два месяца в деревне, без электричества, водопровод и центральное отопление. Или, по крайней мере, один раз помыть голову, речной песок. Нет грязи в "Викинге". Кадр из фильма "Викинги"
Я не помню, чтобы кто-то продюсер, режиссер, исполнитель или консультант, даже сказать о нем слово. Грязь видели тех, кто ожидал, что ему показывают, лубок, былину, условно-сусальную древней Руси, как и в рисунках Ивана билибина. Эти люди могут понять. Но то, что нам удалось снять с некоторых розовые очки, это хорошо.
— Создатели фильма обвиняют и Киев и Полоцк, как так-то, если ветхие рома сел", а не большие и величественные древние города; остроконечный частокол, вместо твердых стен деревянных-срубов.
— Авторы такие упреки, конечно, сами недавно побывали в X веке и видел собственными глазами. Города древних славян считались большие и величественные, только по меркам эпохи.
В Киеве насчитывалось несколько тысяч человек, более точно сказать нельзя. Были клетки, но и частоколы. Были землянки, были богатые двухэтажные дома. Разными был. Теперь это также все граждане живут в сверкающих небоскребов.
— Рецензия на произведение отмечать и некоторые несоответствия с историческими: замена Добрыни, представляет педагог из Владимира, на Свенельда, который, на самом деле, служил не Владимир, и его отец Святослав, несоответствие шлемы, которые носили русские в X веке.
— Замена Добрыни на Свенельда продиктовано необходимостью драматургический. Это важно связать из Владимира в память своего легендарного отца. В целом, фильм не о шлемы, и на людей. Про шлемы – надо идти на канал Discovery. И, чтобы закрыть тему для наушников: я сам делаю исторической реконструкции, я знаю, шить одежду, обувь и средства защиты, вооружение технологии бронзового и начала железного века. Кадр из фильма "Викинги"
Я, как реконструктор, я могу обсуждать часами. Оружие и доспехи имеют огромную ценность, передаются от отца к сыну, служили владельцу десятки лет. Натуральная кожа, как известно, не гниет и не теряет свойств при правильном уходе.
Кроме того, каждый мастер оружия изготавливали доспехи, в соответствии с собственными представлениями о солидности и комфорта. То, что наушники могут быть тем, что вы хотите.
Я считаю, что фильм "Викинги" гораздо ближе к исторической правде, что, например, "Гладиатор" Ридли Скотта или "Апокалипто" Мэла Гибсона.
— Какова, по вашему мнению, произведение искусства должно соответствовать исторических реалий? Это имеет значение или нет?
— Важен художественный результат, произведенный эффект. Но применительно к нашей ситуации, следует сделать оговорку.
В России производится слишком мало фильмов о древней истории, так что каждый человек, который берется сделать такой фильм, он должен понимать, что оценивать его будут внимательно и пристрастно, не только с точки зрения художественной, но и исторической. Эту ответственность следует понимать. Кадр из фильма "Викинги"
Категория: Культура