Oдeсский кинофестиваль: Небывалый тоталитаризм и вечные ценности


Опубликованно 09.10.2020 08:15

Oдeсский кинофестиваль: Небывалый тоталитаризм и вечные ценностиПoдытoживaeм зaвeршившийся 11-й Oдeсский мeждунaрoдный кинoфeстивaль, кoтoрый впeрвыe в истoрии сoстoялся в oнлaйн-фoрмaтe

Впoлнe вeрoятнo, бeдствия, oбрушившиeся нa укрaинскую культуру в житье пaндeмии, будут oсмыслeны истoрикaми oтeчeствeннoгo кинoпрoцeссa кaк oтпрaвнaя тoчкa цифрoвoгo прoгрeссa, кaк ключeвoй фaктoр в целях oсвoeния нaшими кинoфeстивaлями виртуaльнoгo прoстрaнствa. Кaк бы тo ни былo, прeврaтнoсти кaрaнтинa, пoмeшaвшиe прeдстaвитeлям кинoсooбщeствa сoбрaться в Oдeссe нa вaжнeйшeм мeрoприятии укрaинскoгo кинoгoдa, пoзвoлили приoбщиться к этoму мeрoприятию в oнлaйн-рeжимe гoрaздo бoлee ширoкoму кругу пoклoнникoв кинo. Прoсмoтр 120-ти фильмoв, сoбрaнныx в трaдициoнныx кoнкурсныx прoгрaммax, пoдбoркax фeстивaльныx xитoв и тематических ретроспективах, стал доступен для сетевой платформе ОМКФ в любом уголке страны хватит приобрести абонемент иль разовые билеты. Около этом привычную атмосферу кулуарных обсуждений заменили сетевые споры, галерея постов и обмены комментариями, порой довольно резкими, учитывая, подобно как значительная часть лент фестиваля затрагивала животрепещущие, болезненные, некомфортные темы исторических травм и нашей современности с её войнами и попытками пересилить наследие тоталитарного прошлого.

Тональность непростого, же увлекательного и подчас весёлого разговора задал чернушка-открытие, который в свой черед призван был привести завсегдатаям Одесского кинофестиваля о прежних временах и присутствие этом указать получай нерушимую связь Одиннадцатого ОМКФ с предшествующими офлайн-фестивалями: «Голый император» Петера Бросенса и Джессики Вудворт повествовал о героях, еще знакомых публике вдоль ленте тех но режиссёров «Султан бельгийцев», которая стала обладателем Гран-рядом ОМКФ в 2017-м году.

В «Короле бельгийцев» большой герой спешно отправлялся изо Стамбула на родину, получив телеграмма, что сепаратисты изо Валлонии провозгласили индивидуальный регион независимой республикой. С невесёлых мыслей о судьбе своего народа его отвлекали превратности пути, пролегающего спустя погружённые в перманентный общественно-политический кризис и экономическую депрессию балканские государства. Подобно ((тому) как) узнаёт зритель в начале нового фильма, бедный монарх так и безлюдный (=малолюдный) добрался до Бельгии – получив раскраивание в ходе проходившего в Сараево торжества в гордость годовщины убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, спирт приходит в себя в фешенебельном отеле, бывшей резиденции маршала Тито. Руки-ноги свиты пытаются спрятать от короля, отчего последствия покушения бери его особу не вдруг принимают размах событий, произошедших впоследств выстрела Гаврилы Принципа. В обществе тем, директор отеля в конечном счете одним из лидеров организации, готовой объявить создание «новой Европы» – Европы национальных государств, способной отделаться от «диктата либералов» и распустить окончательное решение вопроса с беженцами и мигрантами.

Коль скоро первая лента, посвящённая восточноевропейским странствиям, представала снятым в документальной стилистике роуд-муви, ведь «Босой правитель», чьё выделка разворачивается во дворце югославского диктатора, а его персонажи названы в почтение именитых постояльцев, через Фиделя Кастро давно Элизабет Тейлор, отличается некоторой статичностью и наездом абсурдизма. Вместе с тем, другой фильм Бросенса и Вудворт опять же выступает ироничным и горьким комментарием к нашему тревожному настоящему. Мишенью сатиры после этого оказывается националистический превратность в европейской политике. Сыгравший директора отеля Удо Кир соединяет внешний облик холёного популиста-евроскептика (особенно симпатия напоминает идеолога Брекзита Найджела Фараджа) с образом Адольфа Гитлера, которого исполнял вот многих фильмах. Происходившее насыщено аллюзиями получи и распишись тиранические режимы Европы 20-го столетия и бери нынешние приметы диктатуры – манером), на импровизированном параде «освободившихся с власти Брюсселя» государств в главнейший ряд отправляют Польшу и Венгрию в качестве дани уважения успехам их ультраправых правительств, а догляд за неблагонадёжными постояльцами отеля осуществляется вследствие системе наблюдения, рано или поздно переданной Тито Леонидом Брежневым.

Близ этом создатели ленты далеки с отождествления традиционных ценностей с фашистским идеалом. Воплощением лучших европейских традиций практически собственно король Бельгии. Потеряв трон распавшейся страны, возлюбленный не утрачивает царственного совершенства и ощущения своего долга помазанника Божьего и возглавляет борьба «Новому порядку», принимая почти свои знамёна (то) есть испытанных придворных, в такой мере и мигрантов из Азии.

Международная конкурсная диспетчер также оказалась пронизана проблематикой противостояния сплетня и диктатуры, способности человека в самых драматичных условиях использовать в своих целях тяжким даром свободной воли – непрекословно подчиняясь жестокому режиму в надежде уклониться расправы или отваживаясь сражаться.

Так, центром событий «Служителей» словакского постановщика Ивана Остроховского, получивших дополн диплом жюри, является завещание семинария, где юные студенты рассчитывают встать на путь своё служение, посвящённое Богу и ближним. За всем тем на дворе 1980-й бадняк, и вскоре молодым людям нельзя не выяснить, что сие служение курируется спецслужбами социалистической Чехословакии. Присутствие этом люди в штатском, следящие вслед моральным обликом граждан страны, чьей государственной религией является воюющий атеизм, отнюдь невыгодный стремятся бороться с церковью, а, супротив, всячески привлекают её служителей к сотрудничеству. У иерархов, идущих получай контакт, знакомящих семинаристов с предписаниями властей, выступающих возьми церковных анклавах с поддержкой социалистического строя, прилюдно жмущих руку высшим чинам компартии и доносящих получи и распишись своих братьев вот Христе, в запасе самые веские оправдания. Как-никак, в самом деле, нежели позволить новым фараонам и иродам затуманить семинарии, запретить богослужения, отослать в тюрьмы всю паству, безлюдный (=малолюдный) лучше ли подыскать парочку-другую отбившихся с стада овечек – и скормить их волкам в расчёте прекратить их кровожадную голод малой жертвой? Всё-таки среди преподавателей находятся и такие, кто именно готов скорее убечь в катакомбы или найтись на арене со львами, нежели, вслед за Каиафой, охватить пакт с Пилатом.

Красиво снятая, напоминающая фильмы Павла Павликовского схема Остроховского является одним изо наиболее выразительных в современном кинематографе примеров переосмысления драмы Восточной Европы, замкнутой в коммунистический. Ant. капиталистический лагерь, повествуя о четверка знакомых нам реалиях, то, вполне очевидно, этак перед теми но моральными дилеммами сороковник лет назад оказывались украинские челядь церкви. Вместе с тем, строгая нарядность чёрно-белого ряда подчёркивает притчевый душа происходящего, универсальность истории о выборе посреди Кесаревым и Божьим.

Разве лента Остроховского посвящена прошлому (хотя, увы, не прошедшему), мультфильм, названный жюри международного конкурса лучшим, рассказывает о будущем, сверху которое спроецирована драматическая актуальность нашей страны, вынужденной стоять у штурвала войну с режимом наследников и коллег тех, кто такой пытался закабалить души юных героев «Служителей». Выходка «Атлантиды» Валена Васяновича разворачивается в 2025-м, условном времени изгнания российских войск с территории Донбасса. Опять-таки земля руин и пустошей можно представить отражает царящие в сердцах местных жителей упадок духа и опустошённость, и победа по-над жестоким врагом безлюдный (=малолюдный) может принести им душевного решетка.

Выдающаяся работа Васяновича, позднее ряда побед бери иностранных смотрах – с главного приза программы «Горизонты» Венецианского МКФ после специального приза в МКФ в Токио, – к концу оказалась представлена и отечественному зрителю, получив очередную награду немного спустя после решения членов Украинского Оскаровского Комитета выдвинуть «Атлантиду» в соискание симпатий Американской киноакадемии. В всеобъемлющий прокат фильм, о котором наша сестра писали в материалах о минском «Листападе» (идеже «Атлантида» получила Гран-около), выходит 5-го ноября, а его онлайн-показ должна состояться в рамках Четвёртой Киевской недели критики в конце октября.

Премия за лучшую режиссуру жюри отдало ленте «Уважение» бельгийца Фабриса дю Вельса истории о превратностях взросления, рассказанной в манере страшной сказки. 12-холодный герой ленты живёт в лечебнице к душевнобольных с матерью, исполняющей в учреждении дело служанки. Однажды возлюбленный знакомится с одной изо пациенток, очаровательной сверстницей, дружба с которой скрашивает его уединённые житейская проза. Мать предостерегает мальчика, точно, в соответствии с диагнозом специалистов, его новая товарищ – опасная психопатка, с которой следует соблюдать подальше. Но победитель больше склонен доверять девушке, к которой через час по чайной ложке проникается романтическими чувствами, словно бедняжка стала жертвой заговора алчных родственников, и решается сделать с ней побег, оставив за возлюбленной близких и информированный мир. Подростки бегут в (зеленые) легкие (планеты, клянясь друг другу в вечной любви и поддержке, и спустя время. Ant. долго герой начинает скорее понимать – как будто представляет из себя млекопит, с которым он решил связать свою судьбу.

Дю Борт показывает, что отрывание от тех пут моральных условностей и привычных представлений, которыми опутывает нас наше облава, уход из семьи в поисках самоидентификации – может, смену) приобщения к взрослой жизни, съездить побегом в зыбкое площадь инфантильных грёз, в котором безмятежное пир легко сменяется безвольной растерянностью и припадками агрессии.

Короткометражка, получивший Гран-возле фестиваля, вручаемый по части результатам зрительского голосования (получи этот раз проводившегося онлайн), повествует о намного более благополучных взаимоотношениях двух аутсайдеров. Персонажи «Ужина в Америке» Адама Ремейера, в котором как бы выворачиваются наизнанку штампы романтической комедии, довольно-таки далеки от стереотипных представлений о юных влюблённых. Панк-металлист, пытающийся заработать получи запись альбома своей группы продажей наркотиков, спасаясь ото стражей закона, прячется в доме продавщицы фаст-фуда, неуклюжей, зажатой и около этом подверженной припадкам ярости девушки, страдающей ото насмешек окружающих. Спервоначала также склонный принять к новой знакомой с пренебрежением, пифферари в какой-то не уходи выясняет, что возлюбленная является страстной поклонницей его творчества и талантливым поэтом – и, знать, впервые в жизни проникается ощущением, чисто отыскал родственную душу, с которой хоть противостоять всему миру. Сверху первый, да и возьми второй взгляд герои ленты невыгодный кажутся людьми, в компании с которыми было бы сладостно поужинать, но они и самочки едва ли нуждаются в чьём-либо обществе, всесторонне удовлетворяясь друг другом, своей музыкой и поэзией. Сие насыщенное непристойными остротами, динамичное, весёлое и от случая к случаю отталкивающее кино отличает какая-ведь неожиданная, ироничная приветливость к неприкаянным и отверженным, побуждая аудиторию проникнуться сочувствием к людям, маловыгодный желающим и, пожалуй, никак не способным придерживаться общепринятых рамок.

Снова одна история людей, видать выброшенных на социальные маргиналии, рассказывается в ленте, получившей основной приз жюри национального конкурса, «Далеко не всё будет недурственно» Адриана Пирву и Елены Максьом. Авторы этой документальной картины являются и её центральными персонажами. Мещанин Румынии Адриан испытывает врождённые и совершенно больше усугубляющиеся проблемы со зрением, причиной которых, по всем видимостям, стало воздействие радиации – его мамка на шестом месяце беременности путешествовала вдоль Украине, ничего безвыгодный подозревая о взрыве сверху Чернобыльской АЭС. Пытаясь выполнить с горечью, томящим ощущением, по какой причине его участь с самого рождения определена несправедливой карой, некто отправляется в Украину и в Беларусь, решая подцепить фильм о последствиях аварии и товарищах числом несчастью. В своих поездках дьявол знакомится с Еленой, вот и все с рождения обречённой тягаться с серьёзной болезнью позвоночника. В совместных путешествиях они встречаются с людьми, хладнокровно сносящими самые тяжёлые поражения, бескомпромиссно заботящимися о супругах и детях, от случая к случаю не способных умножиться с постели и страдающих ото умственной отсталости. Вопросы об ответственности вслед чудовищную катастрофу канувшего в лету советского режима, о неспособности властей авторитарного государства Лукашенко и демократической Украины выразить поддержку пострадавшим – отступают получи и распишись второй план, бледнеют предварительно образами ежедневных свершений душевной твёрдости и любви, готовности простых людей нести близких с тем смирением к уготованным им испытаниям, в котором, ровно в истории праведного Иова, предпочтительно силы и приверженности справедливости, нежели в самом неистовом бунте.

Жюри Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, вот и все оценивающее национальный соперничество, вручило свою награду «Бесу» Егора Трояновского – документальной картине о пожилом рыбаке с азовского побережья, какой пытается отыскать, живым другими словами мёртвым, своего сына, воина-добровольца, в 2014-м захваченного в рабство сепаратистами, и стремится примешать к ответственности его мучителей. Родственно героям Кафки, симпатия попадает в зачарованное затин противоречивых свидетельств и коридоров высоких кабинетов, жители которых равнодушны к его горю. Обнаружив, в чем дело? украинские чиновники и правоохранительные органы безграмотный могут или без- хотят содействовать торжеству правосудия, спирт решает сам приступить за мщение.

 Агитфильм Трояновского выразительно показывает безобразно войны через трагедию родителей, откуда сын пропал не принимая во внимание вести и считается отчаянно убитым, раскрывает убийственность творящегося на территории, контролируемой боевиками, и подле этом убедительно и невероятно неудобно свидетельствует о несостоятельности отечественных государственных структур, о некомпетентности и равнодушии властей, бери которых победивший в революции племя возложил ответственность обновить ситуацию в стране. Передом этих властей выступает золотопогонник в штатском у Администрации президента, неинтеллигентно распоряжающийся убраться митингующим, потерявшим своих близких в зоне АТО, родителям и супругам тех, который погиб за свободу нашей страны. Резким, смехотворным и страшным контрастом этому вельможному хамству и апатии выступает школьная ферула с парадным чествованием павших героев и их родителей – церемония, своей безвкусной патетикой и лицемерием по всем видимостям следующее ритуалам советских времён. Одним с наиболее пронзительных эпизодов становится скайп-чат главного героя с родственником, с которого становится понятным, фигли его внук, наследник воина, отдавшего биография за родину, переехал в Земля обетованная – страну, со всей очевидностью гораздо больше ценящую своих граждан.

Аудитория отдали в национальном конкурсе близкие симпатии – вкупе с соответствующим призом, – «Виктору_роботу» Анатолия Лавренишина, картине, вызывающей, подле всех своих достоинствах, некоторое боль. Ant. жестокость. Один из сугубо одарённых отечественных режиссёров-аниматоров, признанный по таким незаурядным короткометражным работам, равно как «Next», «Белая головка ворона» и «Супермаркет певчих птиц», Лавренишин продемонстрировал в своём долгожданном полнометражном дебюте удивительное пользу кого молодого автора и отнюдь не имеющее в отечественной трёхмерной анимации аналогов промысел в изображении остросюжетного образ действий, воссоздании потасовок и погонь. Так-таки драматургически история о противостоянии девочки и её друга-робота злым силам, подчиняющим мироздание одушевлённых механизмов, отличается досадным сочетанием простоты и невнятности. Правящий в повествовании сумбур, какой-либо, при всей динамичности поступки и превосходных визуальных эффектах, понемножку становится утомительным, напоминает дело (другое опыт остросюжетного семейного лента – «Бобот» Афоризм Ксёнды. Выразим надежду, аюшки? для своего следующего произведения Лавренишин сможет подворотить более удачный план.

 В конкуре европейских документальных фильмов лучшей названа ленточка Морица Шульца «Военные перерыв», исследующая проявления тоталитарных идеологий и методов в современном мире. Процедура разворачивается в летнем лагере «Азова», в котором мальчиков и девочек с 9-ти до 17-ти учат приохотиться) к кому-чему родину и ненавидеть врагов. Получай немецкого режиссёра, выступившего да и оператором, очевидно, произвело звучание уважительное отношение вожатых «Азовца» к некоторым практикам изо истории его страны. Нашему а зрителю происходящее в экране напомнит в первую каскад занятия по военной подготовке и уроки истории в советских школах и советского а образца милитаристскую риторику – прозрачно, что общими корнями коммунистического шовинизма объясняется идейная и эстетическая этнос «Азовца» с лагерями путинской Юнармии (до такой степени ярко показанной в ленте «Бессмертные» Ксении Охапкиной, представленной для последнем фестивале Docudays UA).

Оптом с тем, явное непризнание большинством юных героев предложенного времяпрепровождения, испытываемая ими нудь и тоска по дому считается о способности здоровой, неиспорченной детской натуры препятствовать. Ant. соглашаться оболваниванию и тиранической муштре.

Победители и большая рубрика участников как конкурсных, беспричинно и внеконкурсных программ Одиннадцатого ОМКФ будут доступны для того просмотра на фестивальной платформе вплоть впредь до 8:00 утра 11-го октября. Своеобразным гидом в этом пространстве неведомых жемчужин национального и зарубежного кинематографа могут возроптать рекомендации кинокритиков и программного директора фестиваля.

Сахно Гусев

Фото: Odesa International Film Festival



Категория: Культура


Спонсор

Спонсор

Спонсор

Тут ваша реклама