Соня Делоне. Архитекторы цвета
Опубликованно 25.01.2021 03:01
Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o выдaющeйся укрaинскoй xудoжницe и дизaйнeрe eврeйскoгo прoисxoждeния
Никoгдa истoричeскaя рoдинa с вoспoминaний нe уxoдит. Гдe бы твоя милость ни был. Стoит зaкрыть глaзa и мoлчa прoизнeсти: – “Укрaинa”, – кaк сaми с душeвныx глубин всплывaют яркиe вoспoминaния бeззaбoтнoгo дeтствa. Глубoкий бeлый снeг зимoй, бoльшиe жeлтыe пoдсoлнуxи лeтoм, буйствo лeтниx мaльв пoд стeнoй бaбушкинoгo дoмa либо — либо бeскoнeчнaя синeвa Чeрнoгo мoря, и весь век этo нaкрывaют сoчныe мaзки, кoтoрыми испoкoн вeкoв пишeтся нaшa рoднaя oсeнь.
Сии и другиe мoтивы нe прoстo звучaт, a вмeстe с укрaинскими нaрoдными oрнaмeнтaми явнo читaются в живoписи рaзныx пeриoдoв твoрчeствa Сoни Дeлoнe?, иначе говоря Сoни Тeрк-Дeлoнe? (сoбствeннo: Сaрa Ильиничнa Штeрн), фрaнцузскoй xудoжницы-aбстрaкциoнистки укрaинскoгo прoисxoждeния, кoтoрую eврoпeйскиe aрт-критики нaзывaют “пeрвoй лeди aбстрaкциoнизмa”, крупнeйшим дизaйнeрoм в пeриoд мeжду двумя мирoвыми вoйнaми, ярчaйшим прeдстaвитeлeм нaпрaвлeния aрт-дeкo, a зaoднo и футуризмa, oрфизмa и симультaнизмa.
Бoльшинствo удивлeннo пoднимaют брoви. Мeжду тeм, этa укрaинкa былa пeрвoй жeнщинoй-xудoжницeй, удoстoeннoй чeсти прoвeсти пeрсoнaльную выстaвку в Луврe (1964), a в 1975 г. и вoвсe стaлa oфицeрoм Oрдeнa Пoчeтнoгo лeгиoнa.
Oпять приxoдиться кoнстaтирoвaть: зeмлякoв автор прaктичeски нe знaeм. Дaжe, кoгдa, казалось, Совдепия формально исчез, в честь какого праздника-то настоящей национальной истории никак не появилось. Ничего без- попишешь, об украинцах похлеще говорит и знает космос, чем они самочки. Вот почему персональная бьеннале-ретроспектива Сони Делоне, сиречь ключевой фигуры парижского авангарда, в апреле 2015 г. с огромным успехом состоялась в лондонской галерее современного искусства “Tate Modern”, а ты да я об этом… приставки не- слышали. Тогда, в турбинном зале бывшей электростанции “Bankside Power Station”, расположенной бери южном берегу Темзы, яблоку неоткуда было упасть, оно экспозиция длилась (!!!) полгода. Сие и не удивительно.
Из-за последние пятнадцать планирование здесь, в галерее “Tate Modern” выставлялись только лишь лидеры эстетического мнения ХХ в.: Тино Сегал, Тасита Дин, Ай Вэйвэй, Мира Балка, Доминик Гонзалес-Ферстер, Дорис Сальседо, Карстен Хеллер, Рейчел Уайтред, Брюс Науман, Олафур Элиассон, Аниш Капур, Хуан Муньос, Елизавета Буржуа. Итак, дай вам сегодня будет Вернисаж Сони Делоне (фр. Sonia Delaunay): – 1 (14) ноября 1885 г. симпатия родилась.
* * *
Первые отлично лет жизни Сара Штерн провела в родном Градижске Кременчугского уезда Полтавской губернии, идеже её отец Эля Штерн (1858-1920) трудился управляющим получай гвоздильном заводе. Стрефил – Хана Тевелевна Терк (1862-?), сын из Одессы, была домохозяйкой, страдала депрессиями и ненавидела провинциальную долгоденствие. Что удивительно, перед 1789 г. село с чувством, по-украински называлось – Городище, однако после нового административно-территориального деления Российской империи было переименовано в деревню Градижск, яко при произнесении ломает слог и режет слух.
Аж в конце XIX в. селение оставалось заштатным городком Полтавской губернии. Складно описи 1891 г., после этого проживало 8911 жителей, имелись православные церкви, жидовский молитвенный дом, бурса, земская больница, три завода, 17 мелких промышленных и ремесленных заведений, 26 ветряных мельниц и четверка сезонные ярмарки. Шабаш…
Понимая вселенскую безнадегу заштатного уездного городка, самый 32-летняя матушка выпихнула с Градижска своего первенца, Сару, отправив вылупок в новую жизнь изо Богом забытого городишка к преуспевающему бездетному брату. Вот то-то и есть из самоотверженной ненависти к беспросветному идиотизму сельской жизни Ханы Терк началось великое хождение будущей “амазонки авангарда ХХ века”, рейс через архитектуру цвета к геометрическому абстракционизму.
* * *
C 1890 г. любознательная д`евонька жила в Санкт-Петербурге, идеже воспитывалась в семье дяди по мнению материнской линии, процветающего столичного адвоката, присяжного поверенного Генриха Товиевича Девушка (1847-1917) и его жены Ханы Израилевны Зак (1856-1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831-1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828-1893) и публициста-палестиноведа Григория Яковлевича Сыркина (1838-1922).
Родственники были неважный (=маловажный) из числа нищих колен сыновний Израилевых. К примеру, Богатый Тимофеевич Терк ходил в членах правления акционерного общества “Издательство “Брокгауз и Ефрон”, возглавлял Богатовский неестественный завод, торфяно-брикетный здание “Ириновско-Шлиссельбургское промышленное братия”, паевое товарищество “Товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов”, акционерное беседа “Финляндское легкое судоходство”. Другие дяди – абитуриент Медико-хирургической академии (1881) Яшата Тевелевич Терк (1850-1930) работал железнодорожным врачом в г.Либаве, а в 1920-1930-е гг. – в Крыму; а во Марк Тевелевич Терк владел конторой соответственно продаже сельскохозяйственного оборудования получай одесской Градоначальницкой улице, 8.
В Северной столице девочке эдак понравилось, что возлюбленная пожелала, чтобы ожидальня семья Терк ее удочерила… до-настоящему, да исключительно не получила разрешения ото матери. Тогда дебютантка художница взяла себя псевдоним… Софья Терк. Большая еврейская семейка много путешествовала сообразно Европе (лето, за примером далеко ходить не нужно, проводила в Финляндии), яко что во хронос школьных каникул большунья-подросток осмотрела крупнейшие художественные музеи и галереи Старого Света: Франции, Германии, Италии.
Её паренка в живописи и чертежах заметил школьный учительница по рисованию, и в 1903 г. сообразно совету домашнего учителя 18-летняя Дремалка отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ (Staatliche Akademie der Bildenden Künste Karlsruhe), планета Баден-Вюртемберг. Тут. Ant. там 300 студентов со всей Европы готовили в общих классах, а теоретические курсы по мнению истории искусств и дидактике, а в свою очередь гостевые лекции дополнялись практическими занятиями. Было скучновато.
Дух желала красок, и симпатия их получила, в отдельных случаях в 1905 г. девушка прочла книгу “Мане и его ас” немецкого галериста и арт-испытание Юлиуса Мейера-Грефе (Julius Meier-Graefe;1887-1935), первым раскрутившего красивую легенду о Ван Гоге. Неприкрашенно, решение отправиться в Город на берегах Сены, как культурный развилка современного искусства, у безусый художницы созрело вскорости. Ведь средства держи поездку у дядюшки Генриха имелись.
* * *
В Париже симпатия обучалась в частной художественной школе “Академия Ла Палетт” (Académie La Palette), посещая мастерскую молодого художника и будущего теоретика посткубизма Амеде Озанфана (Amédée Ozenfant; 1886-1966), а после – ателье французского живописца и книжного видеографика Андре де Сеонзака (André Dunoyer de Segonzac; 1884-1974). Ранние живописные опыты отмечены влиянием Винсента ван Георгий, Поля Гогена и фовистов: имею в виду натюрморты, интерьеры парижских шантан, портреты. Очень на живую руку студентка проявила раздраженность академической манерой преподавания и совершенно больше и больше времени проводила в художественных галереях.
С Российской империи Вялый Терк была приставки не- одна такая умная. “Академию Ла Палетт” нате Монпарнасе в 1903-1905 гг. посещали и в пансионе учитель Буве жили вдобавок две соотечественницы: Лизуша Эпштейн (в девичестве – Хефтер; 1879-1956) и Горькая Васильева (1884-1957). Позиция творческая молодежь, в основном, училась малограмотный у заслуженных академистов, а… любитель у друга. К слову изречь, Амеде Озанфан, Андре дескать Сеонзак и еще Водан модный парижский шаржист Роже де ла Френе (Roger de la Fresnaye; 1885-1925), в таком случае есть все трое будущих кубистов, были… сокурсниками Сони Терк в области “Академии Ла Палетт”.
Воедино с любовью к высокому искусству пришла и первая жизненная желательность. По настоянию родственников – де, барышне следует оборудоваться! – 23-летняя Мямля Терк вышла замуж ради немецкого коллекционера, галериста и арт-разбирание Вильгельма Уде (Wilhelm Uhde; 1874-1947). Текущий юрист по образованию в 1904 г. переехал в (столица, где сменил сферу жизненных интересов. По, именно Вильгельм Уде открыл миру единаче неизвестных художественной критике Пабло Пикассо и Жоржа Брака, будущих патриархов кубизма.
Младую деву Рыцарь покорил душевной щедростью – некто устроил ее выставку в собственной галерее, открытой в 1907 г. в улице Нотр-Дам-мол-Шан (rue Notre-Dame-des-Champs). Держи будущего супруга малороссиянка смотрела как получи демиурга. Будучи старее ее на девять парение, он успешно занимался примитивистами, непосредственно писал живопись. Потому что пышную свадьбу Рыцарь мог себе дать позволение сыграть в… Лондоне. Браком Разиня убила двух зайцев. Родственники в большей степени не критиковали ее коллекция образа жизни и недостойное увлечение живописью девушки изо приличной семьи, а первооснова – больше симпатия могла не отзываться в чопорный Санкт-Петроград.
Зато, вскоре выяснилось, с выбором спутника жизни новобрачная художница… поторопилась. После год в Париже Сара Уде бросила сопружница и связала жизнь с талантливым французом, художником-абстракционистом Робером Делоне (Robert Delaunay; 1885-1941). Новая параша познакомилась в… доме бывшего мужа, кой чем дальше, тем сильнее проявлял склонность к гомосексуализму. Среди новыми знакомыми пробежали повально искры мира. Та прием двух ровесников положила введение одному из самых романтичных и плодотворных марьяжей после всю историю живописи ХХ столетия.
* * *
Вспыхнула пристрастие всей ее жизни. Страшно решительно в августе 1910 г. женщина Уде развелась с немцем и 15 ноября 1910 г. вышла замуж после француза, поскольку учитель Делоне уже была… беременна ото нового партнера. Через два месяца следом свадьбы, а именно, 18 января 1911 г. в Винёй-Сен-Фирмэн, факультет Уаза у четы родился наследник Шарль Делоне (Charles Delaunay; 1911-1988), тот или иной в будущем стал крупным музыкальным обозревателем, менеджером и историком джаза.
Нужно сбыть должное Вильгельму Уде, сохранившему эге добрые отношения с бывшей супругой. Никак не из снисходительности, а с коммерческой и эстетической целесообразности арт-посредник покупал полотна – и у Робера Делоне, и у Сони Делоне пользу кого своей галереи держи улице Нотр-Дам-Дескать-Шан. Как признанный профи, мсье Уде отдавал себя отчет, насколько сия пара живописцев талантлива.
Обостренно стоит отметить, что-то после развода Рыцарь Уде не скуксился и маловыгодный спился, а продолжал разинуть (рот новые имена. В частности, он первым обратил напирать на художников-самоучкек Анри Руссо (Henri Julien Félix Rousseau; 1844-1910) и Камиля Бомбуа (Camille Bombois; 1883-1970), а равным образом других мастеров “наивного искусства”. Как его перу принадлежит первая монография о самобытном примитивисте “Анри Руссо” (“Henri Rousseau”; 1911).
В атмосфере безудержной фантазии новобрачная семья художников-авангардистов, на правах могла, обустраивала обыденщина. На самом деле in corpore модерн рождается изо простых житейских импульсов, и предложенная супругами Делоне этак называемая симультанная мастеровитость – не стала исключением. С восторгом Сонуля говорила о своем втором муже:
- В Робере я нашла поэта. Поэта, который-нибудь писал не словами, а цветом.
Раз молодая заботливая матунька Соня, а ютились они тем временем в однокомнатной квартирке возьми улице Святого Послушная, 16 (rue Saint Simon), решила сметать маленькому сыночку Шарлю одеяльце (подождите на фото, в качестве артефакта в эту пору оно находится в коллекции Национального музея современного искусства в Париже):
- Я хотела сформировать его из пестрых лоскутков текстильные изделия, используя технику, которую я видела в домах украинских крестьян. Финитный результат напомнил ми работы кубистов, и пишущий эти строки с Робером решили передвинуть этот принцип сочетания в холст.
С пирушка поры творческий декрипитация, в дальнейшем получивший топоним “симультанный” (simultanéisme), стал фирменным стилем творческих работ Сони Делоне изумительный всех видах современного искусства, в которых малороссиянка пробовала себя.
* * *
Как значит, настоящая близкие… У молодой невестки в голове приставки не- укладывалось, но ее свекруха, графиня Берта Фелисия дескать Роза (Berthe Félicie de Rose; 1862-1936), матухна Робера Делоне, была охотницей после модных парижских галерей и с мужем завсегда посещала выставки. Пусть подобное внимание к ее увлечению проявила тетя Пиздец или терпением отличалась мамуля Хана, об этом Разиня не могла и помыслить.
Между тем, неважный (=маловажный) тихому семейному счастью возлюбленная хотела предаваться, а бурной радости строить: искать, творить, наслушиваться. Под влиянием кубистов Беспробудница Делоне в 1911 г. в своих полотнах как вихрь умчала от натурализма и фигуративности к модной геометрии и абстракциям, экспериментируя с ритмом и разложением цвета. Большое полномочие на художницу оказали колористические эксперименты мужа. Вообще они писали симультанные картины, вместе выставлялись держи многих выставках: Город на берегах Сены, Берлин, Прага, Будапешт, Варшава и даже если Нью-Йорк.
В 1912-1913 гг. пара Делоне разработали философия живописного орфизма – разновидности кубизма, основанного в подчеркивании цветовых эффектов и динамике, таящейся в цветовых сочетаниях. Приманка первые орфистские работы Сонуля Делоне показала в 1913 г. в парижском салоне Независимых (Société des Artistes Indépendants), дарбар №45.
* * *
Хором с мужем они оказались в самой густее парижской богемы. К примеру, в 1913 г. высокоталантливый поэт Аполлинер познакомил пару с безлюдный (=малолюдный) менее фантастическим коллегой, поэтом Блезом Сандраром (Blaise Cendrars; 1887-1961), резко назвавшим ту версию кубизма, которую развили в своих картинах Вялый и Робер Делоне – “орфизмом”. Получай самом деле антилогарифм “орфизм” впервинку появился в статье “Современная жэнь-у” (“Die moderne Malerei”) Аполлинера, напечатанной в феврале 1913 г. в немецком еженедельнике культуры “Der Sturm” (“Шквал”), ровно был не альманахом, а… торговой маркой модернового искусства Европы.
Проповедуя орфизм, равно как теоретик искусства, Робер Делоне выступал в сравнении с чем старого, ортодоксального кубизма, считая, что такое? у кубистов… налицо денег не состоит цвета. Демонстрируя противоположное – орфизм, спирт соединял мощные декоративные ритмы кубизма с цветностью фовизма. Сие и было творчество Орфея, неравно под мифологическими камнями схватить (умом) кубизм, а под дикими зверями – фовизм. Задумка не просто витала в воздухе, Первоидея наэлектризовала парижскую атмосферу.
Смотри почему Аполлинер называл орфизмом “хуа-няо абстрактную, обогащенную музыкой и чувственными ассоциациями, искусством дионисийской радости”. Художники-орфисты, выступившие сплоченной группой: канонизатор и теоретик направления Робер Делоне, Мямля Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, – стремились оказать динамику движения и абсолютный слух ритмов с помощью “закономерностей” взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.
Подолгу это продолжаться безвыгодный могло, и очень на живую руку орфисты перешли к абстрактному формотворчеству; двух последних – Пикабиа и Дюшана – лабиринты Минотавра завели в дадаизм, а с течением времени – в оголтелый сюрреализм.
* * *
Находясь 24 часа в день рядом с супругом, теоретиком орфизма, Сонная тетеря Делоне, как последняя спица в колеснице другой, точно и всё понимала суть нового течения. То есть ей было на роду написано стать соавтором евангелия через “искусства дионисийской радости”.
Фантастика, так именно украинке счастье подарила возможность пояснить удивительную кубистическую поэму “Житейские мелочи о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” (“La prose du Transsibérien et de la petite Jeanne de France”; 1913) Блеза Сандрара, а геометризм пирушка работы явно повлиял возьми дальнейшие стилистические поиски, взять, великого немецко-швейцарского художника-видеографика Пауля Клее (Paul Klee; 1879-1940).
- Я, скверный лекист, никуда уезжать приставки не- желавший, / я был в силах уехать, куда ми угодно; / у купцов кроме было достаточно денег, / и они могли попытать счастья сколотить состоянье. / Их маршрут отправлялся каждую пятницу поутру. / Говорили, чего много убитых. / У одного изо купцов сто ящиков было / с будильниками и со стенными до б. / Другой вез шляпы в коробках, цилиндры, / английские штопоры разных размеров, / изо Мальмё вез беспристрастный гробы, в которых / очки хранились, / и ехали бабье сословие, было их большой / женщин, чье чресла сдавалось внаем и могло бы / комплекция гробом, / у каждой был золотистожелтый билет. / Говорили, чего много убитых. / Сии женщины ездили сообразно железной дороге / со скидкой, / например имелся счет в банке у каждой с них. (Перевод Михаила Кудинова).
Книга-картина “(жизненная о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” стала истинно революционным произведением, идеже в виде плиссированной панорамы стихотворный материал и пластичные образы выглядели единой “симультанной” композицией. Буклет-коллаж, включающая в себя карту Транссибирской магистрали, была отпечатана в виде двухметровой портативный полосы, что, сообразно сути, оказалось новым одним словом – и в области синтеза искусств, и художественной синкретизации действительности, и новейшего книгопечатания.
* * *
Одно начинание – изложить собственное воззрение декоративно-динамических возможностей колорита, систему оптимальных контрастов, что-то Робер Делоне есть в трактате-эссе “О цвете” (“Sur la couleur”; 1912), который мгновенно превратился в объявление орфизма.
Другое бизнес – создать убедительную серию картин “Окна” (“De la fenêtre”), написанную зимою 1912-1913 гг. и вдохновившую Аполлинера понаписать одну из самых ярких поэм: “Окна”: “Du rouge au vert tout ie jaune se meurt...”, напечатанную в каталоге выставки Робера Делоне в январе 1913 г. в берлинском журнале "“Der Sturm”.
Только совершенно третье бизнес – развивать и усугублять орфизм на исторической родине цвета, держи Пиренейском полуострове. Никак не случайно, шесть долгих парение, с 1914 г. по 1920 г. муж и жена Делоне прожила в Испании, а с Устя 1915 г. – в Португалии, идеже подружились с коллегами-художниками и делили дом с русским американцем Сэмюэлем Халпертом (Samuel Halpert; 1884-1930) и португальцем Эдуардо Вианой (Eduardo Viana; 1881-1967). Частыми гостями семьи, а таже и творческими партнерами супругов оказались единомышленники в области живописи Амадеу ди Соза-Кардозу (Amadeo de Souza-Cardoso; 1887-1918) и Хосе ди Альмада Негрейрос (José de Almada Negreiros; 1893-1970).
* * *
В 1916 г. начисто неожиданно художница Сонливец Делоне вдруг представила для парижском Осеннем салоне предметы прикладного искусства, выполненные в эстетике кубизма и орфизма. К тому времени накопилось сила новых работ, во и были организованы персональные выставки украинки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919) и Берлине (1920).
Складывалось чувство, что долгое век накапливаемый опыт скоро(постижно) прорвало. В Испании Лежебок Делоне пробовала себя в разных ипостасях: симпатия создавала модели одежды и обуви, рисовала новые игральные карточная игра, предлагала (!!!) силуэты автомобилей, готовила театральные костюмы.
Симпатия ткала ковры и иллюстрировала книги. Изумительный всех всплесках творческой фантазии Байбак была органичной, безо особого напряжения успешно переключаясь с одного вида творчества получи другой.
В Испании Байбак Делоне познакомилась со знаменитым русским антрепренером Сергеем Дягилевым (1872-1929) и соответственно предложению революционера театрального искусства создала декорации угоду кому) балета “Слава отца” (1918), поставленного в Мадриде держи музыку Антона Аренского хореографом Михаилом Фокиным на чудовищно обольстительной Иды Рубинштейн.
* * *
Гениальный человек господина Дягилева заключался в нежели?
Неосознанно он чувствовал гения, а сердцем – понимал миг. Как успешный предприниматель, он умел на каждого давать заветное: актеру – дело, режиссеру – смета, публике – гедония. Соню Делоне симпатия пленил фантастическим предложением: в центре Мадрида Серёня Дягилев помог изобличить первое ателье мод “Casa Sonia”.
Неведомо зачем удачливый предприниматель ото культуры присадил художницу в продаваемый в тираже стержень. Это было не хуже кого нельзя кстати: позднее ноября 1917 г. материальная субсидия от петербургских родственников прекратилась на веки веков.
Дело заладилось, и Сергуша Дягилев продолжил ангажемент с Соней Делоне, ангажировав художницу держи постановку в “Gran Teatre del Liceu” Барселоны оперы “Аида” Джузеппе Верди. Сие притом, что официальным дизайнером “Русских балетов” в Португалии был каталанский художник, график и ваятель Жоан Миро-и-Ферра (пJoan Miró i Ferrà, 1893-1983).
Своим порядком, в иберийский период творчества хохлушка жила не одним театром, а написала изящные серии пейзажей и натюрмортов, оформила целла ночного клуба “Petit Casino”, а в 1919 г. стала центральным событием Мадридского салона моды, чай открыла собственный бутик к тому же и в Бильбао. В тот отрезок времени пара французских художников свела близкое приобщение с композитором Игорем Стравинским и танцовщиком Вацлавом Нижинским.
* * *
Придя в Париж, в 1921 г. муж с женой въехали в просторную квартиру получай бульваре Мальзерб, 19 (Boulevard Malesherbes). Сиречь всегда, идеями Сонуля Делоне фонтанировала. И в 1924 г. нераздельно с талантливым кутюрье Жаком Хеймом (Jacques Heim; 1899-1967) возлюбленная открыла ателье мод “Delaunay”, а с ним и “Параллельный бутик” (“Boutique Simultané”), идеже художница лично демонстрировала собственные модели одежды.
С энтузиазмом возлюбленная создавала линии одежды, соответствующие духу времени, предназначенные с целью женщин нового образца. Минималистичные труакар, юбки и платья прямого кроя с ярким геометричным принтом становились сенсацией бы то ни был раз, когда Щемпо Делоне появлялась в них держи светском рауте.
А-ля Габриэле Шанель, хохлушка пропагандировала простоту в крое и приставки не- любила пышный доу-цай. По этой причине шмутки из ателье мод “Delaunay” были созданы исполнение) жизни и двигались заодно с легким телом. Теоретическую базу подвел ее благоверный Робер Делоне, заявив в одном собеседование:
- Симультанная мода Сони отражает современное пляска и архитектуру, стремительный эргономический дизайн автомобилей и самолетов. Возлюбленная создает ткани и хозяйство, ориентируясь на эпоху, которая просто-напросто должна наступить.
Невыгодный удивительно, что чуткая к пульсу времени Вялый Делоне по-настоящему увлеклась итальянским футуризмом. С пирушка поры ее работы вибрировали текстилем и одеждой – с ярких, но структурированных и ритмичных сочетаний цветов предварительно прямых силуэтов, которые валовой отклик обретут не более чем с наступлением 1960-х гг.
|
Когда-никогда, оказалось, орфизм себя изжил, Робер Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию знаменитых “Эйфелевых башен”, а вот и все написав немало выразительных портретов, хоть бы, Андре Бретона, Тристана Тцары, Филиппа Супо, Луи Арагона, Владимира Маяковского. Всегда эти люди были завсегдатаями творческих мастерских четы Делоне.
* * *
Час от часу реализовывала себя и баба. В 1923 г. вместе с русским художником Виктором Бартом (Victor Barthe; 1887-1954) и скульптором-живописцем Самуэлем Грановским (1882-1942) Ленивый Делоне выполнила постановку пьесы “Газовое очаг” (“Coeur à gaz”) гениального провокатора Тристана Тцара, идеже в персонажах значились… Фонари, Рот, Нос, Бровь, Слух и, естественно, Шея. Сие было весело, поверьте возьми слово. Даже первая авторская отметка заставляла не сообразно-детски резвиться:
- Шейка стоит на авансцене, Паяльник напротив, повернувшись к публике. Безвыездно остальные персонажи входят и выходят до своему усмотрению. Тиховодно бьется газовое нутряк, мощно циркулируя; сие единственная и величайшая надувательство нашего века в трех действиях, способная ввезти удовольствие лишь промышленным идиотам, верящим в житье-бытье гениев.
Этого маме Соне оказалось ущербно, и для театра мадама Делоне выполнила постановку заумного вертепа “Остраф пАсхи” (“Островок Пасхи”) члена тифлисской группировки “Объединение футуристов” Ильи Зданевича (1894-1975), которого считают прародителем… языка (жаргона) падонков.
В 1925 г. вкупе с киевлянкой Александрой Экстер, винничанином Натаном Альтманом, житомирчанином Давидом Штеренбергом коллажистка участвовала в Международной выставке декоративного искусства (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Всего только участвовать можно числом-разному: у кого – штатив; у кого – дочерная фирма; для Сони Делоне и кутюрье Жака Хейма в экспозиции отвели целешенький павильон, молча демонстрируя оценка:
- Делоне – сие не имя, сие – явление в культуре.
* * *
То есть перед дизайнерским талантом украинки Сони Делоне употребительный Париж снял шляпу, в некоторых случаях в 1925 г. журнал мирового вкуса “Vogue” вынес иллюстрацию одной с ее моделей получи обложку.
Буквально вслед за год среди клиенток “Delaunay” появились настоящие знаменитости. В 1925 г. Сонливица Делоне создала реглан с вышивкой и геометрическим принтом насыщенных цветов в (видах звезды немого кинокартина, американской кинодивы Глории Свенсон (Gloria Swanson; 1899-1983) – современному зрителю симпатия известна по главной роли в классическом фильме-нуаре “Бульваришко Сансет” (“Sunset Boulevard”; 1950) режиссера Билли Уайлдера.
Думаете, на один раз пример? Нет. Почти началом Сони Делоне модистки обшивали в мастерская мод богинь гламурного декаданса – поэтессу Нэнси Кунард (Nancy Cunard; 1896-1965), кинодиву Люсьен Богарт (Lucienne Bogaert; 1892-1983) и театральную приму Габриэллу Дорзиа (Gabrielle Dorziat; 1880-1979), прочих VIP-клиенток.
* * *
До слова на глазах Разиня Делоне выросла в крупнейшего в Европе мастера арт-деко, чьи творческие находки и открытия в собственной студии получи парижском бульваре Мальзерб обретали широкое диссеминация в современном дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Вот то-то и есть украинка стала одним с драйверов арт-деко приставки не- только в дизайне интерьеров и текстиля, хотя и в моде. Ею двигала простая авторитетность: будущее – вслед за доступной одеждой, фасоны которой просто так впитают в себя любые новшества и актуальные технологии.
В сие трудно поверить, однако украинка стала одной изо первых, кто сверху практике интегрировал оригами в моду. Причем интегрировал настоль успешно, что художницу пригласили преподавать лекции в Сорбонне, предложив большой спецкурс “По образу живопись влияет сверху модный дизайн”.
И в славный практике случилось редкое даршан, когда желаемое превратилось в действительное. Тогда во многом как благодаря умозрительному стилю “арт-деко”, тот или иной успешно совмещал модернизм и авангард и двигался в практику Соней Делоне, появилась стремление “арт-деко”, определившая непосредственно вектор развития европейской моды в ступенька между двумя мировыми войнами.
|
|
|
Лупить тому свидетельства? Закачаешься второй половине 1920-х гг. Мямля Делоне создала костюмы пользу кого трех культовых картин – “Головокружение” (“Le Vertige”) режиссера Марселя Л’Эрбье и “Капельный парижанин” (“Le p’tit Parigot”; тот и другой: 1926) Рене ле Сомптье, а в свой черед “Потому, отчего я тебя люблю” (“Parce que je t'aime”; 1929). Были до этого времени два документальных свидетельства завоевания стиля “арт-деко”. Сие роскошно изданные в Париже художественные альбомы Сони Делоне – “Текстильные изделия и ковры Сони Делоне” (1928) и “Композиции. Цвета. Идеи” (1930).
Чему я на деле поражаюсь? В природе настоящей прекрасный пол всегда сквозит неестественность, ведь театральность – мозаика подавать себя. Же на самом деле исполнение) сильной женщины сего мало, это полдела. Маловыгодный многим представительницам слабого пола удается долгоденствовать так, чтобы неважный (=маловажный) только успешно подносить саму себя, же и превращать в желанных и красивых других своих соплеменниц. То-то и есть такой всю век оставалась Соня Делоне, которая нового партнера нашла в кутюрье, светском льве и поставщике текстиля Робере Перрье (Robert Perrier; 1898-1987).
* * *
Токмо представьте всю дамскую стохастичность, когда она, властительница парижского стиля, поднималась в собственную мастерскую в мансарде дома держи бульваре Мальзерб, 19, и… за короткое время преображалась. В начале 1930-х гг., ежели она бралась следовать кисть и предавалась станковой живописи, ей были присущи до чрезвычайности абстракционистские поиски Василия Кандинского, Питера Мондриана, Барбары Хепуорт, Мишеля Сёфора. Материал? В 1931 г. Соня Делоне выступила одним с идеологов-организаторов художественного салона “Абстракция – Творение”.
|
Кипучая питание и неуемная фантазия позволяли ей крещендо) за самые смелые проекты. Вмале она обрела общеизвестность как успешный… умозрительный график. После ряда громких театральных актер – сценических костюмов ей показалось (раз-два, и Соня взялась исполнять узоры для тканей через кутюр (haute couture). Знаете, чего такое слово “массово”? Лишь для ткацких фабрик Лиона малоросска создала 50 утвержденных эскизов тканей, которые спустя время использовались в новых коллекциях французских дизайнеров – Габриэлы Шанель, Жанны Ланвен и Жака Хейма.
Сарафанное беспроволочный телеграф. Ant. телевидение в среде профессионалов сделало свое предприятие, и с той поры ей стали обращаться коммерческие заказы получи и распишись текстиль: сначала – ото амстердамского бутика “Metz & Co”, с течением времени – от лондонского универмага “Liberty”. Тогда последовали витражи и мозаики, шпалеры и ручная роспись посуды. Было присест, Соня Делоне увлеклась скульптурой, керамикой, а дальше, словно спохватившись, принялась заносить (в тетрадь… акварели.
Потом в дверь Западной Европы постучала Великая Разница, вызвав колоссальное оскудение производства во всех сферах. Промышленность высокой моды мало-: неграмотный стала исключением. Закрыв ремонтная мастерская мод и фирменный бутик, Сонная тетеря Делоне вернулась к живописи, по временам мелко обшивая и поддерживая школа состоятельных клиентов.
- Единожды Депрессия освободила меня ото бизнеса, – отвлеченно молвила украинка, – сызнова появится время брать уроки высоким искусством.
И в 1935 г., оставив оживленный центр, чета Делоне вернулась получай тихую парижскую улочку Св. Послушная, 16.
* * *
В остатный период совместного творчества они подступились к монументальному искусству. Потому как не какой-ведь там лобастый арт-хулитель, а сам Робер Делоне усмотрел основательный характер собственных картин. Громко он заявил:
- Я считаю, что же можно переходить через работы над одной картиной к работе надо второй и третьей – в результате получится объединение. Кроме того, я полагаю, почто это подводит нас к архитектуре. Подобный тип живописи вконец не разрушает архитектуру, вам сможете с успехом загородить цвета играть для стене.
Это безграмотный был легкий ухаживание с площадным искусством. До этого времени в 1930 г. художник начал работу по-над сериями работ “Рельефные ритмы” (1930-1936) и “Спиральные ритмы” (1934-1936), в которых использовал (а нет-нет да и – изобретал) новые материалы, главным свойством которых являлась крепость к атмосферным воздействиям. А именно это внимание к материалу и правление рельефами плоскостей привело живописца к монументальному искусству.
Следственно, ключевым фигурам парижского авангарда, чете Делоне организаторы международной экспозиции предложили оформить железнодорожный (Pavillon des Chemins de Fer) и летный (Palais de l’Air) павильоны (дворцы) Всемирной выставки (“Exposition Internationale”), которая с 25 мая точно по 25 ноября 1937 г. проходила в Париже лещадь девизом: “Зодчество (архитектура) и техника в современной жизни” (“Arts et Techniques dans la Vie moderne”). Идею живописцы восприняли бери “ура!” – повлечь за собой панно на 235 кв.м, после которое Соня Делоне была отмечена златой медалью.
* * *
Только-тол представьте, за государственный счет им позволили воплотить в себе в жизнь мечту: совместить авторскую живопись с архитектурой! Выполненные парой огромные сузани и рельефы подтвердили фоторождение совершенно нового искусства, ломающего граница станковой живописи и дающего индикация всеобщему синтезу пластических искусств. Сие почти то, чисто в Советской Украине маловыгодный дали реализовать группе “нео-византистов” изумительный главе с гениальным художником Михаилом Бойчуком (1882-1937)!
В этом а монументальном духе были созданы и последние работы Робера Делоне: “Панорамный ритм” ("1937”, “Три ритма” (1938), точно стали своеобразным духовным завещанием мастера. С супруга Соня невыгодный отставала. И в 1938 г. в Городском музее Амстердама состоялась представительная персональная триеннале украинки.
Тет-а-тет с Робером они организовали и провели парижский помещение искусств “Новая субстанция” (“Realty Nouvelle”). Результаты оказались впечатляющими. Случился возбуждение и творческий всплеск французского абстракционизма: сохраняя былую геометрию, манера, казалось, обрел современную яркую ритмику.
Обаче, 1 сентября 1939 г. в Европу ворвалась коричневая субстанция. Как только грянула II Соглашение война, супру
Категория: Культура