Docudays UA-2021: Одиночество и солидарность в Сети
Опубликованно 10.04.2021 03:15
Выбoр мeжду личным и oбщeствeнным, мeжду вeрнoстью призвaнию и дoлгoм пeрeд близкими oстaeтся aктуaльным всeгдa
В злoпoлучнoм 2020-м Docudays UA стaли пeрвым укрaинским (и oдним с пeрвыx в мирe) кинoфeстивaлeм, изо-зa пaндeмии кoвидa прoвeдённым в oнлaйн-рeжимe. Срeди вoцaрившeйся в кинoсooбщeствe рaстeряннoсти и уныния кoмaндa «Дoкудeйзoв» сумeлa oцeнить и прeвoсxoднo рeaлизoвaть прeимущeствa фoрмaтa, прeждe нe пoльзoвaвшeгoся пoпулярнoстью в oтeчeствeнныx крaяx. В этoм гoду фeстивaль дoлжeн был прoйти в гибриднoм фoрмaтe. Прeдпoлaгaлoсь, чтo пoтрёпaнныe, нo нeпoкoлeбимыe пoлки украинских киноманов смогут сводиться с повестью бесчеловечных и кровавых дел, с проявлениями самоотверженности и стойкости, с иногда ошеломляющими, подчас просто-напросто огорчительными результатами чувственных и творческих порывов в изложении лучших документалистов современности и в залах кинотеатра «Жовтень», и в таинственных извивах цифрового эфира.
К несчастью, за неделю перед старта 18-го фестиваля документального иллюзион о правах человека Docudays UA вступили в силу новые карантинные ограничения, лишившие завсегдатаев мероприятия столько дорогой атмосферы кинотеатральных смотров, коридорной полемики и напряжённости выбора промежду различными картинами, чьи сеансы проходят в одно и ведь же время. Показы «Докудейзов» изумительный второй раз прошли изумительно на фестивальной платформе Docuspace.
Клеймящий по сетевым обсуждениям, свойственная онлайн-фестивалям покаяние просмотра остаётся зажиточно тяжёлым бременем, потому как создаёт для значительной части аудитории невзгоды того же характера, подобно как работа фрилансера. Сиречь тому, как многим с нас, избавленным с гнёта офисного режима, серьёзно заставить себя в домашних условиях совершать работу с должной усидчивостью, безлюдный (=малолюдный) отвлекаясь на соблазны кухни и соцсетей, иным зрителям оказалось петляво заставить себя повыстроить собственный, не структурализованный жёстким кинотеатральным расписанием, рисовальщик просмотров. Оставшиеся ограничения (конкурсные фильмы «Докудейзов» становились доступными помаленьку, с определённой даты, короткометражки с программы любительских шотландских и украинских работ демонстрировались в какие-нибудь полгода в определённые дни, испытание каждой картины следует было закончить в устремленность 4-х часов) скорее дезориентировали, точь в точь блуждающие огоньки в туманном лесу и торчащие в самом неподходящем месте коряги, нежели выступали проводниками, способными, не допускающим возражений ухватив за руку, провести тебя сквозь маквис и сплетения тропок твоей зрительской лени и неизменных колебаний среди десятками столь разнообразных ровно по тематике фильмов.
Тетя же киноманы, которые успешно сумели обернуть свои кабинеты и спальни в фестивальные кинозалы, могли удостовериться, что, при упомянутом раньше разнообразии, фильмы Docudays-2021 стали выразительным отражением испытаний, принесённых годом ковида. Присутствие этом картин, посвящённых действительно пандемии, было нисколько немного (среди них годится отметить «76 дней» Хао Ву и Вэйси Чена с программы «Полное выздоравливание?», героическую хронику трудов и дней медиков изо уханьской больницы). Зато многие фильмы свидетельствовали, чего иные из нас и помимо медицинского катаклизма сталкиваются с изоляцией, виртуальной отчуждённостью, вынужденным уходом – возможно ли добровольным бегством – ото привычных занятий и упорядоченного быта. Этак, герои ленты Суперэлита Мозгового «Сольца из Бонневилля», получившей дипломы жюри национального конкурса и студенческого жюри – инженеры-механики и энтузиасты мотоспорта, огулом свой досуг, все на свете силы и средства вкладывают в, казалось бы, как не бесполезное занятие: модификацию мотоцикла «иж» 1951-го годы выпуска. С этим созданным нет слов времена культа сплетня транспортным средством они отправляются получай главную мировую площадку установления скоростных рекордов, высохшее соляное озерко Бонневилль в американской Юте – и получают вожделенную регистрация в книге рекордов ради достижение 139-ти км/ч в классе винтажных мотоциклов.
Американская чудо героев, даже суще достигнутой, оставляет осязание щемящей грусти, усиленное со знанием дела созданной авторами поэтичной атмосферой. Данный за океаном достижение не достигает инда показателей советских времён (бесхитростно не зафиксированных в международных реестрах), и поздравительное застольное концентрирование старого киевского мотогонщика, «ваш брат показали американцам, наподобие ездить на «иже»!», престижно как ирония. Чтобы одного же с энтузиастов «ижа» спекуляция с Бонневиллем оказывается всего-навсего отправной точкой угоду кому) завоевания Америки – простившись с товарищем, некто устраивается в местную автомастерскую, общаясь с соотечественниками за видеосвязи из собственного уютного домика.
Болезненная к современной украинской реальности подтема эмиграции возникает и в картине «Май вдаль, май добре» Анны Ярошевич, ставшей лауреатом премии им. Андрея Матросова, вручаемой организаторами фестиваля. Тогда, впрочем, центральный протагонист следует в обратном направлении – зеленый немец, оставив контора в преуспевающей отцовской фирме, перебирается в Карпаты, дабы разводить водяных буйволов. Вдогонку за ним отправляется красавка-немка с двумя детьми, для того чтобы, деля с героем радости и хлеб-соль, ухаживая за буйволами, пытаясь иметь следствием в порядок быт, творя вслед обедом благодарственную молитву карпатскому солнцу и земле – в экий-то момент раскрыть, что её возлюбленному, по мнению сути, не нужна ни возлюбленная, ни дети, а нужны ему в какие-нибудь полгода буйволы и Карпаты. Плащаница героя примечателен точь в точь пример человека, угоду кому) которого увлечение последовательно превращается в профессию и лейтмотив жизни, ради которого возлюбленный без сожалений папа-мама сказать не может жертвовать и комфортом, желанным в целях других, и чувствами окружающих.
Схожим характером, настолько подходящим для времён социальной изоляции и экономического кризиса, обладает богатырь фильма Андрея Лисецкого «Северный рейн-вестфалия Ивана», одержавшего победу в национальном конкурсе. Все же, художнику Ивану Приходько приставки не- приходится жертвовать ничьими чувствами. В своём домике для отшибе села симпатия живёт натуральным хозяйством вкупе с собакой, кошкой и курицей, урывками ездит в город, с целью попытаться сбыть близкие картины и деревянные поделки, обменивается подарками с Анатолием Криволапом и выставляется в «Мистецькому Арсеналі». Вопреки на приверженность ридноверским чудачествам (Самсона возлюбленный называет язычником, Святого Николая объявляет принадлежностью имперской пропаганды), амплуа представляется идеальным воплощением творческой обида благодаря своей самодостаточности – рядом всём внимании столичной богемы, Приходько кое-как ли нуждается в лучшей компании, нежели его животные, и в большем счастливый конец, чем возможность драпировать холст и стены рождёнными его фантазией цветами, птицами и быками.
Очевидно, ещё более покоряющий образ художника представлен в фильме «Вымысел о коньке» Уляны Осовской и Дениса Страшного. Учитель Украинского культурного центра в Таллинне, предводитель(ствующий) местной греко-католической церковной общины и отец школы давних ремёсел и искусств Туся Лютюк ездит с гуманитарными грузами в прифронтовые города Донецкой и Луганской области. Выполняя свою миссию христианского подвижника и гражданского активиста, аякс находит в своих странствиях точно по обезлюдевшим сёлам и военным госпиталям живинка для творчества, отыскивая в разговорах с бойцами, волонтёрами и местными жителями истории о животных, ставших невольными участниками боевых действий, их жертвами и героями. Коты и зайцы, оповещавшие о начале обстрела, барбос, закрывший хозяина своим веточка, птица, вещим криком предупредившая самого Лютюка о растяжке – становятся персонажами выполненной числом старинным монастырским технологиям книги, воплощающей уговоры своего автора о единстве человека с другими Божьими творениями, о талант любви и самоотверженности в конечном счёте одерживать купол над жестокостью и глупостью.
Восход Украины является одним с основных мест поступки и украинского фильма-участника международного конкурса, ленты Алины Гортанный «Этот разверзлись хляби небесные никогда не прекратится», получившей награду канала «Current Time». Задруга юноши Андрея Сулеймана покидает охваченную войной Сирию, родину его отца-курда, с тем чтобы найти убежище в Луганске, идеже родилась его матуничка – и попадает с огня да в огонь. После нового бегства Андреич отправляется в зону боевых действий, став волонтёром Красного креста. Местонахождение в украинской зоне боевых действий чередуется к героя с поездками в Берлин, идеже женится его отец, с встречами с родственниками, живущими в лагере к беженцев в Ираке, и с попытками проникнуть в родные края. Черновато-белая палитра, строгая и коллективно с тем величественная привычка съёмки придают повествованию настроенность притчи, странствия героя по мнению странам и континентам предстают олицетворением драматического круговорота человеческой истории, в котором военные парады рифмуются с прайдами, выступления фольклорных ансамблей – с танцами нате свадебном торжестве, а бранденбург, выжженная войной, яко лишается государственной приборы: снятые в иракском и сирийском Курдистане личный состав неотличимы от донбасских просторов, население курдских лагерей в (видах беженцев будто сливаются с переселенцами с Луганска и Донецка. Унесший в название дождь выступает метафорой неизменных бедствий, которые мамона, жестокость и вера в нелепые и кровожадные мифы обрушивают получи нас в каждую эпоху и в каждый встречный и поперечный точке земного шара. Чувствование неизбывной бесприютности усиливает обстановка центрального персонажа и его разорванной в ряду несколькими странами семьи к народу не принимая во внимание собственного государства, в (видах которого власти являются приставки не- защитниками, а лютыми гонителями. Миром с тем, картина Гортанный утверждает значимость родственной поддержки и общечеловеческой солидарности, преодолевающей, устраняющей преграды государственных границ и культурных различий.
Одним с триумфаторов международного конкурса стала к тому же одна картина о боевых действиях, в которой монохромное слепок практически стирает национальные особенности городов и селений. Возле этом в фильме француженки Элеонор Вебер «А ночи сейчас больше не брось», получившей кубок зрительских симпатий и документ жюри международного конкурса, образный ряд выстроен далеко не талантливым оператором, а тепловизионными камерами наблюдения боевых вертолётов, чьи съёмки мало-: неграмотный только заведомо лишены художественных достоинств, а и будто призваны как возможно больше обезличить, дегуманизировать полно, попадающее в их стер зрения. Записи лётчиков, патрулирующих просторы Афганистана и Ирака и эпизодически пускающих в ход ракеты и пулемёты, порнограф комментирует, вставляя критика согласившегося выступить её консультантом «пилота Пьера В.». Картину Вебер впору назвать одним с наиболее необычных произведений о войне, осмыслением современного способа ведения боевых действий, время от времени столь напоминающего компьютерную игру – как гораздо менее яркую и реалистичную, нежели любой шутер. В представленном возьми экране чёрно-белом мире нарушенных перспектив мостовая неотличима от моря, грабельки – от автомата Калашникова, род (человеческий гораздо больше похожи получи бездушных компьютерных ботов, нежели персонажи «Counter-Strike», а их уморение снарядами и бомбами малограмотный сопровождает звук стрельбы и взрывов. Зрителю, оценивающему образ действий пилотов лишь в области представленному изображению, не принимая во внимание всякого представления о боевом контексте, по ноге воспринимать их с праздник же враждебной предубеждённостью, которую способны выявить по отношению к наблюдаемым они самочки, впрочем, без трагических последствий пожалуй печально известного «сопутствующего убийства», расстрела американскими вертолётчиками гражданских в Багдаде в 2007-м году. Соборно с тем фильм, вследствие участию военного эксперта, раскрывает и чувствование пилотов с их изматывающим смешением ожидания, нетерпения и страха ошибки.
Победу в правозащитном конкурсе «RIGHTS NOW!» одержала аглолента датчанки Тани Воль Сьоренсен «Колумбийская близкие», подтверждающая правда фразы персонажа «Кавказского мелового круга» Бертольда Брехта: «Хазават закончилась – бойтесь решетка». Фильм посвящён ситуации, сложившейся в Колумбии впоследствии заключения перемирия в обществе правительством и бойцами ФАРК, завершившего побольше чем полувековое антагонистичность. Объявленные боевые поведение сменяются мучительным процессом социализации сложивших макаров боевиков, многие изо которых провели в герилье большую купон жизни, и новым переделом земельных участков, сплошь и рядом больше похожим держи теракты. Сотни гражданских активистов, борющихся вслед права простых колумбийцев, становятся жертвами убийств со стороны новых феодалов. Главная ифигения, вдова видного полевого командира ФАРК, в один прекрасный день пережившая насилие со стороны участников проправительственных парамилитарных формирований, отстаивает развитие бедных селян в отдалённых уголках страны, в старину описанных Гарсиа Маркесом фразой «в этом месте могут убить кого желательно, в любой момент и в области любой причине». Её доченка, живущая в Мексике, пытается убедить её оставить родину и безнадёжное занятие, не принёсшее семье ничто, кроме страданий, и, без- будучи способной защитить соотечественников, спасти ежели и бы себя саму.
Ассортимент между личным и общественным, посреди верностью профессиональному призванию и долгом предварительно близкими, между страхом и надеждой, что свидетельствуют фильмы 18-го фестиваля Docudays UA, остаётся актуальным в что угодно время и при любом государственном режиме. Превратности но пандемии, как показывает само оформление фестиваля, убеждают, сколько «аналоговая» аутентичность и виртуальное пространство без- соперничают, а дополняют корешок друга, сплетаясь в неразделимое все – подобно реальности и искусству.
Алексюша Гусев. Киев
Фотокарточка: Docudays UA
Категория: Культура